Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как Тора объясняет явление сумасшествия?

Темы: Душа, Болезни, Здоровье, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые мудрецы Торы. Ответьте, пожалуйста: «Как Тора объясняет явление сумасшествия? Связано ли это с борьбой божественной и животной души внутри каждого еврея? Какие пути решения этой тяжелой, с точки зрения лечения и отношения окружающих, проблемы выработал за тысячелетия иудаизм?»

Понятно, что этой темы достаточно на несколько трактатов. Но хотя бы — общие намётки. Заранее благодарю. С уважением, Арье Лейб.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Арье Лейб!

Тема, которую Вы затрагиваете, действительно комплексная, и одной статьей ее не исчерпаешь. Среди прочего, «сумасшествие», как известно, это не один простой тип состояния, есть много типов душевнобольных, разные степени недостаточности разума и адекватности. И здесь, как Вы говорите, мы можем сделать лишь общие наметки и поговорить о «сумасшествии» в простом понимании этого слова.

В Танахе оно упоминается несколько раз, но при этом, похоже, принимается как данность. Например, в книге пророка Ошеа (9:7): «Пришли дни расплаты, пришли дни воздаяния: узнают евреи, глупец (ли) этот пророк, безумец (ли) муж вдохновенный». Ошеа предрекал бедствия, но слушателям он казался безумным, им не верилось, что его предсказания исполнятся. Или в книге Мелахим II (9:11): «И вышел Йейу к рабам господина своего, и сказал ему [один из них]: [все] ли благополучно? Зачем приходил к тебе этот безумец?» — человек, казавшийся безумным.

А что такое настоящий безумный? Понятно, что…

Почему человек может им стать? Например, из-за психологической травмы. Перечисляя бедствия, которые обрушатся на еврейский народ при невыполнении заповедей, Тора говорит (Дварим 28:34): «И обезумеешь от того, что увидят твои глаза». Это, конечно, может быть образным выражением, наподобие реакции «ты с ума сошел!» Но можно понимать и буквально, от бед и несчастий действительно, бывает, сходят с ума. Или от болезни: в Талмуде (Нида 13 б) говорится о том, как умалишенной женщине помогают обеспечить ритуальную чистоту, и возможной причиной ее состояния называется болезнь. Ну, или с рождения можно быть таким.

В большинстве других случаев сумасшествие упоминается в Талмуде как причина освобождения человека от обязанности выполнять заповеди. Выполнение заповедей должно быть результатом выбора человека (который поэтому награждается за выполнение и наказывается за невыполнение). Сумасшедший же освобожден от этой обязанности, поскольку он не в состоянии сделать разумный выбор и нести ответственность за свои действия.

Но зачем тогда Б-г сделал его таким?

Наш шанс

Возможно, по той же причине, по которой Он допустил существование «нормальных» болезней и других типов тяжелого состояния людей. Этот секрет нам открыл Раби Акива. Его спросил римский военачальник: если твой Б-г так любит бедняков, почему Он о них не позаботится? Раби Акива ответил: чтобы дать НАМ возможность о них позаботиться — и таким образом заслужить награду и стать хорошими людьми (Бава Батра 10а).

Вот и сумасшествие, другой тип ограниченности в возможностях, во многом более страшный, — могло быть создано с этой целью. Это особое испытание для окружающих — и шанс для них достичь особенно высокого уровня добра и милосердия.

Наш праотец Яаков перед смертью попросил своего сына Йосефа организовать его похороны правильным образом и тем самым поступить с ним по «милости и истине» (Берешит 47:29). Мудрецы (см. Раши там же) толкуют: погребение умершего является «истинным милосердием». Ведь обычно, даже когда человек помогает другому безвозмездно, он может в душе рассчитывать, что тот на практике будет ему обязан и еще как-нибудь поможет. Но, оказывая милость покойному, человек знает, что тот уже никак не сможет помочь ему и даже поблагодарить его. Поэтому погребение покойного — истинное милосердие.

По этой логике, забота о сумасшедшем — во многом такое же истинное милосердие, если не больше. Ведь он тоже вряд ли сможет как-либо отплатить за добро и тоже, по большому счету, не понимает, что ему оказывают милость, и не может испытывать и выражать благодарность.

Бедняк может искренне обрадоваться и сердечно поблагодарить благодетеля, и это весьма приятно для последнего и может послужить мощным стимулом его деятельности. Мертвый не отреагирует никак. Сумасшедший же может отреагировать совершенно неадекватно, а то и буйно. Так что в этом плане оказать ему милость еще сложнее, чем мертвому. И нужно быть действительно добрым, милосердным и терпеливым человеком, чтобы, невзирая ни на что, продолжать заботиться о сумасшедшем только потому, что тот в этом нуждается (часто — сам того не понимая). Не исключено, что именно по этой причине Б-г сделал его таким: ведь все ситуации в жизни созданы Им для того, чтобы испытать нас и дать возможность как-то потрудиться и возвыситься.

А также, глядя на человека с ограниченными возможностями, ценить те возможности, которые есть у нас. Мы воспринимаем разум как должное — но ведь это чудо, которого могло и не быть. Видите, что происходит, когда кто-то его на самом деле лишен? Человек разумный, если только призадуматься, — фантастическое создание. И не только гениальный ученый, композитор или архитектор — наш временами глуповатый ближний тоже. Но стоит ему лишиться разума, как он скатится на уровень ниже животного. Надо ценить этот волшебный инструмент, которым Б-г одарил большинство из нас, и благодарить Его за это чудесное существование.

Его исправление

Это — что касается роли сумасшедшего в жизни окружающих. Но почему он сам должен страдать ради того, чтобы окружающие имели возможность становиться милосердными и ценить собственное счастье?

Обычно тяжелое состояние и для самого человека представляет испытание: бедный или больной человек тоже может делать выбор и, невзирая на трудности, чего-то достигать. Наоборот, поскольку ему труднее, награда будет больше. Но если человек безумен, так сказать невозможно: ведь он лишен самой возможности сделать выбор и потому, как сказано, освобожден от обязанности выполнять заповеди.

Поэтому также трудно согласиться с тем, что это явление «связано с борьбой божественной и животной души». Ведь эта борьба, как Вы правильно говорите, происходит «внутри каждого еврея» — обладающего разумом и способного себя контролировать. Ибо такова природа человека: он может все знать и понимать разумом, но при этом его «животная» составляющая может быть подвержена различным соблазнам и побуждать его к самым низким поступкам, если он не возьмет себя в руки и не приучит разум контролировать желания и настроения. Именно за это получает награду «нормальный» человек. Тот же, кто лишен разума, не обладает инструментом этого самоконтроля и не может нести за это ответственность. Как сказано, он может «проиллюстрировать собой», во что превращается человек без этого инструмента. Но все-таки, в чем смысл жизни его самого?

Если сумасшедший с рождения такой, смысл мог быть в том, что в него переселилась душа уже прожившего жизнь человека, которому, в конечном счете, не доставало какого-то аспекта полноценности, чтобы обрести покой на Небесах. Чтобы совершить это дополнительное исправление (тикун), ему могла потребоваться не еще одна полная жизнь на этом свете, а частичная, без свободы выбора. Да и если он в течение жизни сошел с ума, продолжающаяся в таком состоянии жизнь тоже может служить какому-то исправлению.

Как именно работает эта система, в чем заключается требуемое духовное исправление и как оно достигается такой жизнью — нам не понять. Но нет сомнений в том, что никто не рождается и не живет напрасно.

Как ребенок

Наконец, возможно, неслучайно в Галахе (еврейском Законе) сумасшедший часто упоминается вместе с ребенком, еще не достигшим возраста бар-мицвы: тот тоже не несет ответственности за выполнение заповедей. Ребенок не сумасшедший и может быть весьма умным, но у него еще не в достаточной степени развит разум именно как инструмент самоконтроля: для этого надо быть способным не просто понимать, но приходить к твердому убеждению, принимать волевое решение и придерживаться выбранного курса, невзирая на смены настроения и ситуации. Только такой человек может быть надежным, только его можно наделять ответственностью.

Но интересно: хотя ребенок формально не может по-настоящему выбирать духовную чистоту и работать над ее достижением, дети считаются «чистыми», «невинными» созданиями, предметом особой любви Б-га. Например, говорят мудрецы: «пусть чистые [дети] занимаются изучением законов чистых [жертвоприношений]» (мидраш Ваикра Рабба 7:3). «Мир существует только благодаря дыханию детей, изучающих Тору» (Шабат 119 б). «Чисты» дети от греха, поскольку грех засчитывается только тому, кто согрешил, будучи способен не грешить.

Но, все же, неясно: даже если ребенок не несет ответственности за грязь, по факту он пачкается не меньше, а больше взрослых, во всех смыслах. Дети обзываются и дерутся, в целом причиняют друг другу больше боли. Да, они «не ведают, что творят». Они невиновны. Но разве и невинны? Может быть, они не чувствуют своей «грязи», но как можно сказать, что они «чисты»?

Ответ, похоже, таков: они чисты от фальши. Они искренние и непосредственные. Они не скрывают свою истинную сущность. Да, взрослый человек может себя контролировать и избегать неправильных поступков. Но идеальная чистота — это не только не совершать никакого зла вовне, но и не иметь никакого зла внутри. А этого достичь гораздо труднее. И очень часто человеку удается только первый этап — достигнуть (более-менее) внешней чистоты. Это не так уж сложно: надел приличную одежду, «надел» вежливую улыбку и манеру разговора — и вот перед нами приличный человек. Но с внутренним приличием может быть по-всякому: там недостаточно что-то надевать, там надо что-то переделывать.

Ребенок же не только «честно» пачкается, но и добро делает естественно. «Животные аспекты» его поведения как раз схожи с поведением самих животных: они являются проявлением не какой-то испорченности, а естественности. Этой естественностью дети (как, кстати, и многие животные) и умиляют.

А также — своей отрешенностью от этого мира. Особое возмущение, которое вызывает, например, гибель детей (и, лэавдиль, животных) в войнах, связано с чувством, что они здесь ни при чем, что они не должны становиться заложниками и жертвами разборок взрослых. Любые мирные жители на самом деле тоже, но, когда речь идет о детях, это чувство особенно сильно — они как бы из другого мира, более чистого, и на них не должна выплескиваться грязь этого мира.

Одно с другим связано: ведь притворство и фальшь взрослых по большей части вызваны необходимостью взаимодействовать с миром и добиваться в нем своих целей. Поэтому нельзя высказывать каждому все, что о нем думаешь, надо вежливо договариваться, создавать о себе хорошее впечатление. Но дети, еще не начавшие взаимодействовать с миром по-взрослому, живут во многом в своем, детском мире. Оторванном от взрослых реалий, но по-своему богатом фантазиями и своего рода чистотой. В том мире ребенок может быть сам собой. Поэтому, хотя тот мир менее «реален», в человеке, который в нем существует, больше правды.

И одна из причин, по которым Б-г создал детей — то есть сделал так, чтобы человек сначала был ребенком, а не сразу взрослым, — заключается именно в том, что они привносят чистоту и правду также и в жизнь взрослых. К ним не только приходится проявлять любовь и заботу (что развивает эти качества и смягчает жесткость, выработанную борьбой во взрослом мире). Они помогают взрослому найти в глубине своей души того ребенка, которым он однажды был и еще является, ту забытую, но еще не полностью утраченную чистоту и естественность, отрешенность от этого наполненного фальшью мира.

Душевнобольной человек еще меньше связан с «нормальным» миром, еще больше погружен в себя, и его мир, пусть еще более оторванный от реалий внешнего, может быть по-своему еще более богатым. И правдивым. Такой человек может испытывать трудности во взаимодействии с внешним миром и нахождении там понимания, но он может быть счастлив в своем внутреннем мире (хотя тут, опять же, зависит от типа сумасшествия). Взаимодействие с внешним миром необходимо для продуктивной деятельности «нормального» человека, но оно также отвлекает от мира внутреннего, где человек может быть естественнее и где, в отличие от мира внешнего, нет строгой ограниченности и пределов.

И если такой мир по-своему хорош и человек в нем счастлив, само его существование и является одной из целей Творения. Ведь и весь мир Б-г сотворил для того, чтобы облагодетельствовать человека и доставить ему наслаждение. Но высшее наслаждение — это чувство уподобления Б-гу, ибо только Он являет собой истинное благо. Как может человек уподобиться Б-гу?

«Нормальный» человек — тем, что созидает, а потом делится с другими плодами своего труда. Это и доставляет ему высшее наслаждение: чувство, что он чего-то достиг и что-то дал миру.

Но может быть и иной тип уподобления Б-гу. Ведь Б-г не только создает мир и дарует благо творениям. Он в то же время пребывает в Своем, высшем мире, в котором Он самодостаточен. Он создал наш мир, чтобы его облагодетельствовать, но в то же время этот мир на самом деле Ему не нужен, Он абсолютно умиротворен и богат в Своем мире. Он «счастлив» не потому, что чего-то добился, а потому что такова сущность самого Его существования.

Быть может, именно в этом плане уподобляется Б-гу человек «ненормальный» — отрешенный от мира и живущий в своем собственном мире, умиротворенном и богатом. Ему не надо чего-либо добиваться, ему надо просто — быть.

И нам, «нормальным», не понять, как можно так жить и в чем тут счастье. Но Б-г понимает. И дал Он этому, созданному Им человеку, свой собственный мир не как инструмент для работника, а как «детский мир» для сына, пусть в нем живет и играется.

Ведь и ребенок изначально создан таким не только, чтобы внести чистоту и правду в жизнь взрослых, но и потому, что само такое существование в детском мире, само детство есть благо. Это особый тип счастья, который для «нормального» человека возможен лишь на том этапе его жизни, вот Б-г ему и дает возможность так пожить. Дает шар земной детям — пусть с ним играют.

В то же время и ребенок, и, тем более, «ненормальный» человек, даже если по-своему счастлив, испытывает трудности в установлении контактов с этим миром и в обретении понимания, ему трудно до нас «достучаться». Но ведь этим он тоже напоминает Самого Б-га…

Так что, быть может, нам не столько надо понять, каким образом он счастлив, сколько постараться помочь ему, насколько возможно, установить позитивные контакты с этим миром и устранить негативные последствия нестыковок с ним. А в остальном, как можем, доставлять ему наслаждение и давать возможность жить в своем внутреннем мире и быть по-своему счастливым.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.