Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сатан — часть человеческой природы?

Темы: Йецер а-ра, Природа, Иов, Сатан, Смерть, Характер, Ангел

Отложить Отложено

Есть такое понятие «природа» человека, «натура», «нутро». Как нужно понимать это слово — «природа»? Это характер или нет?

А если употреблять понятия, отражающие суть, то нужно использовать слово на иврите. И это «йецер». Правильно?

Так вот, если ДА, то, что такое этот йецер? И где он «сидит» в человеке? Как он связан с душой?

«Мидот» мы называем проявления, одежды души. Слово «мидот» переводят как «качества», «свойства характера» человека. Т. е. характер — это проявление души. Набор мидот (характер) мы получаем при рождении. Это часть «мазаля» — программы жизни.

А йецер? Это что? Часть ли он мазаля? А еще йецер есть «тов» (добрый) и «ра» (дурной). Это две составляющие одного целого или это две независимые «силы»? И «силы» ли это или что?

И еще, мы знаем, что йецер а-ра это еще и Сатан, и Ангел Смерти. Но ангелы — это внешние по отношению к человеку силы (энергии). А йецер (тов и ра) это внутренние «силы» в человеке. Или нет?

И как это понять, что Сатан — он часть нашей натуры? И еще: мидот мы получаем при рождении через гены. Я так понимаю, что гены — это материальное проявление духовного корня. Правильно? А части йецера мы тоже получаем через гены? Или посредством чего они «проникают» в нас и влияют на нас?

И, если мы определим, что йецер — это природа и натура, а натура — это характер, то получается, что йецер — это фактически характер человека. И йецер а-ра и йецер тов — это две составляющие характера человека?

И Сатан — это одна из составляющих характера человека? Но характер человека это — мидот. Так что, есть не 7, а 9 составляющих характера человека? Или тогда — какая разница между мидот и двумя йецерами, в чем она?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете хорошие вопросы. Действительно, многие термины, которые мы, не задумываясь, используем каждый день, на самом деле нуждаются в прояснении. Что ж, попробуем, насколько можно, разобраться.

Характер и мидот

Слово «натура», как и английский эквивалент nature, действительно означает «природа», то есть свойства и качества, которыми Б-г наделяет то или иное создание, а мы их называем «естественными». Применительно к человеку в физическом плане — это свойства его тела, а в духовном — да, это его характер.

Слово мидот — форма множественного числа слова мида — «мера», «размер». Такое значение допускает весьма широкое применение. Например, в Талмуде есть трактат Мидот, предмет которого — вовсе не человеческий характер, а устройство и планировка Иерусалимского Храма: расположение и размеры его разных помещений и дворов.

Или уже применительно к людям: вернувшись из Земли Израиля, разведчики сообщили, что народ, проживающий на ней — аншей мидот — «люди [больших] размеров» (Бемидбар 13:32), то есть великорослые, великаны. Здесь слово мидот тоже используется как обозначение физических размеров.

Применительно же к человеческому характеру это слово означает меру, в которой должно быть развито каждое человеческое качество (тхуна). Т. к. каждое качество хорошо только в определенной мере, но становится недостатком, когда «не знает меры», доходит до крайности. Любовь и милосердие — это хорошо, но вседозволенность и запрещенные связи — уже плохо. Смелость — хорошо, безрассудство и авантюризм — плохо. Юмор — хорошо, идиотский смех — плохо. И так далее. Каждое качество надо правильным образом отмерить и уравновесить противоположным так, чтобы, в конечном счете, получилась сбалансированная личность.

Набор человеческих качеств мы действительно получаем с рождения: кто-то по природе смелее, кто-то осторожнее, кто-то веселее, кто-то серьезнее. Но человек может работать над мидот — следить, чтобы каждое качество проявлялось вмеру и не доходило до крайности. Когда надо, подстегивать себя или, наоборот, обуздывать.

В то же время не рекомендуется ломать себя и полностью переделывать характер на противоположный. Если человек по своей природе скорее книжный ученый, вряд ли стоит заставлять его участвовать в конной атаке, а если он прирожденный лидер и экстраверт, не надо запирать его в кабинете с книгами. (Впрочем, возможны исключения, в подобных случаях человек почувствует, что «так надо»; «жизнь», то есть Б-г, подскажет.)

Ведь Б-г создал каждого человека с определенной целью и наделил его тем характером, который будет способствовать выполнению его роли. В этом плане характер человека — это его инструмент. Как и все ресурсы, которыми он наделен: физические данные, имущество, знакомства, жизненные обстоятельства. Все это позволяет ему что-то делать и таким образом исполнять свое предназначение. И все это человек получает от Б-га по установленному Им каналу, который называется мазаль — по нему к человеку поступает (нозэль — «течет») то, что Б-г для него предназначил. Таким образом, мазаль действительно связан с «программой жизни», только обозначает это слово не ее саму, а механизм, по которому человеку поступают инструменты, необходимые для выполнения этой программы.

И характер, с которым создается человек, — это один из таких инструментов. Но мидот, как было сказано, — это не просто характер, а именно правильное «удельное содержание», мера разных его качеств, и над этим человек уже должен работать сам. Если его роль — быть лидером и вести в атаку, для чего он получил от Б-га по каналу-мазалю храбрость, он должен себя контролировать, чтобы эта храбрость не превратилась в безрассудство, и подбадривать, когда все-таки становится страшновато.

Отчасти характер и роль человека передаются по наследству. Т. к. физическое подобие детей родителям отражает духовное продолжение их дела, пусть это духовное подобие и не всегда означает идентичность (как и внешнее). Поэтому, как Вы правильно поняли, физическое наследование характера путем передачи генов отражает духовное наследование: наделение аналогичной ролью в жизни и подключение к аналогичному каналу-мазалю.

Йецер

Содержание понятия йецер объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш в своем комментарии к Торе (Берешит 6:5). Согласно его объяснению, оно означает вовсе не какую-то силу, которая толкает человека на что-то. Нет, оно образовано от слова йоцер — «создает», «создатель». И само это слово означает «создание», в смысле «продукт», «плод» созидания.

Чьего созидания? Человеческих мыслей. Именно в таком контексте упоминает его Тора (там же), описывая, каким стал человек перед Потопом: вэ-холь йецер махшавот либора — «И все продукты мыслей его сердца — зло».

То есть йецер — это идеи и образы, которые создаются мыслями человека. То, что приходит ему на ум в данных обстоятельствах. Например, при виде упавшего на улице беспомощного человека он может подумать: «Надо бы помочь ему подняться». В таком случае продукт его мыслей получается хорошим — йецер тов. А может подумать: «Да ну его» или «Надо бы его ограбить, пока он беспомощный». Так продукт его мыслей получается плохим — йецер ра.

Какая именно из этих мыслей придет ему в голову, часто зависит от его характера и выработанных им мидот: если он уже добрый, то скорее подумает первое, если злой — то, возможно, последнее. Если приходят мысли обоих видов, значит, человек подвергается испытанию и поставлен перед выбором: какой идее последовать и какую черту своего характера тем самым развить и укрепить, положительную или отрицательную. Если же приходит только одна из этих идей, значит, он настолько добрый или злой, что для него такая ситуация уже не представляет испытания и выбора.

Получается, что на практике йецер действительно является отражением характера человека; он не первопричина, а, скорее, симптом: то, что приходит человеку на ум, свидетельствует о нем самом, о его склонностях. Поэтому перед Потопом люди заслуживали уничтожения: все их мысли и идеи были злыми, и это свидетельствовало о безнадежной испорченности их характера. Из комментария Мальбима к Торе (там же) ясно, что и он придерживается такой трактовки этого понятия.

Хотя о йецер а-ра принято говорить как об отдельной от человека силе, которая на него как-то воздействует, что-то ему «нашептывает», это просто способ выразить ту идею, что человек может и должен воздерживаться от дурных побуждений. Мол, даже если ему пришло в голову поступить плохо, это не он плохой, а йецер а-ра пытается его совратить, а сам он хороший и может преодолеть йецер а-ра и воздержаться от зла.

Таков должен быть настрой человека: нет, это не я, я лучше этого, я могу и должен поступить правильно. При таком подходе легче добиться положительного результата. Хотя, конечно, йецер а-ра — это продукт его собственных мыслей, его характера. И борьба с йецер а-ра — это борьба с самим собой. Это не какая-то внешняя сила удерживает человека в постели утром — это ему самому очень приятно в ней оставаться и не хочется вставать. Но факт остается фактом: он может и должен себя побороть и все-таки встать. И психологически это легче сделать, сказав себе: это йецер а-ра меня удерживает, но я встану.

Сатан

Слово сатан буквально означает «препятствие», «препятствующий». Опять же, в принципе это понятие не обязательно означает какую-то злую силу. Например, когда нееврейский пророк Билам вышел в путь с целью проклясть еврейский народ, ангел Б-га встал на его пути лэ-сатан ло — «[чтобы] быть ему препятствием» (Бемидбар 22:22). Раши пишет (в комментарии к этому стиху): это был ангел, представляющий милость Б-га, и он пытался удержать Билама от греха.

Использование же этого слова для обозначения зла объясняет Мальбим в своем комментарии к книге Ийова (1:6): «И был день, когда пришли сыны Б-га стоять перед Господом, и пришел меж ними и Сатан». Согласно Мальбиму, «сыны Б-га» — это ангелы и другие силы, посредством которых Он управляет миром. Т. к. у каждого физического объекта и явления есть духовный корень, который его питает. Как говорят мудрецы (Берешит Рабба 10): «Над каждой травинкой стоит ангел, который ударяет по ней и говорит: расти!» Но эти корни, ангелы — не самостоятельные силы, а лишь марионетки и нити в руках Б-га.

И Сатан — тоже одна из этих сил, только не созидательная и конструктивная в том или ином плане, а, наоборот, деструктивная, приводящая к разрушению, исчезновению того или иного объекта или явления. Поэтому в стихе сказано, что Сатан пришел «меж ними», другими ангелами и силами, а не вместе с ними, на равных: в отличие от них, он является духовным корнем не какого-то объекта или явления, а только корнем разрушения, исчезновения одного из объектов и явлений, которые представляют они.

И весь последующий «диалог» Б-га с Сатаном в книге Ийов Мальбим объясняет как притчу, написанную в понятной для человека форме. Хотя на самом деле Сатан — это, конечно, не какая-то самостоятельная сила, которая вот так спорит с Б-гом и пытается навредить Ему и Его созданиям (и уж точно не какое-то злое существо с рогами и копытами). Когда Сатан «убедил» Б-га дать ему власть над Ийовом и подвергнуть его страданиям, это означает лишь то, что Б-г решил использовать в отношении Ийова эту силу разрушения и исчезновения блага, чтобы подвергнуть его испытанию. Так было правильно на тот момент, такое решение было принято после взвешивания аргументов «за» и «против».

О Сатане говорят как об обвинителе (прокуроре) человека перед Б-гом — но ведь на самом деле Б-гу вовсе не нужны свидетели, обвинители или адвокаты. Они нужны судье-человеку, который не может сам видеть и знать все, вот разные люди и приводят ему аргументы и факты, которые могут повлиять на его вердикт. Но Б-г видит и знает все, и Ему сразу ясно, что делать с человеком. Поэтому Его Небесный суд и «судебный процесс» на самом деле выглядит иначе. Но как именно — нам не понять, это некое неведомое нам сопоставление разных духовных сил и «аргументов». И единственным доступным нам способом понимания этого «процесса» является его уподобление известному нам судебному, с его обвинителями и адвокатами.

Несовершенство

Но как же тогда понимать известное изречение в Талмуде (Бава Батра 16 а), которое Вы приводите: «Он — Сатан, он же — йецер а-ра, он же — Ангел Смерти»?

Объясняет Маараль (в «Хидушей Агадот»): сказанное не означает, что все упомянутые творения — одно. Нет, это разные «сущности». Йецер а-ра — внутри самого человека, это идеи и помыслы, выражающие недостатки его характера, склонность поступать неправильно. Сатан — вне человека: даже если сам человек хочет поступать правильно, на его пути могут возникать препятствия, мешающие ему. Или физические преграды, или люди, пытающиеся его переубедить/соблазнить/запугать. Ангел Смерти вообще не испытывает человека, а лишает его жизни. Но смысл тут такой: у всех этих разных сил — один корень, одна основа: несовершенство, небытие.

Б-г совершенен, целен и вечен, и Он мог бы создать мир таким же. Но Он создал в мире несовершенство и недостаточность, имеющие разные проявления. Йецер а-ра — недостатки внутри человека. Сатан — несовершенство условий и обстоятельств его жизни. И, наконец, Ангел Смерти — несовершенство всей человеческой жизни: человек уязвим и не вечен, его тело подвержено распаду, его ждет переход в небытие.

Все эти проявления несовершенства Б-г на самом деле создал для определенной цели. В конце описания Сотворения мира «увидел Б-г все, что сотворил, и вот: хорошо весьма» (Берешит 1:31). Согласно толкованию мудрецов (Мидраш Рабба 9:9), слово «весьма» — намек на йецер а-ра. Т. к. он тоже, в конечном счете, служит добру. В том числе, только благодаря существованию несовершенства человеку есть что улучшать и куда стремиться. Преодолевать и йецер а-ра внутри себя, и внешние препятствия, улучшать и ценить жизнь — ведь она так драгоценна потому, что конечна.

Надеюсь, удалось облегчить понимание интересующих Вас терминов. И, если остаются вопросы, продолжайте спрашивать — ведь я человек и мое объяснение, скорее всего, несовершенно.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.