Темы: Рав Реувен Куклин, Сотворение мира, Сатана, Ангелы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! В книге Бытия ничего не сказано о том, когда Бог сотворил ангелов и когда один из них отпал от Бога и стал дьяволом. Поясните, пожалуйста, с уважением, Ольга.
Уважаемая Ольга,
В книге Берешит (Бытия) «прямым текстом» рассказано только о создании материального мира. Поэтому в Торе создание ангелов напрямую не упоминается. Однако в мидраше (Берешит Рабба) приводится спор мудрецов об этом. По мнению Рабби Йоханана, ангелы были созданына второй день Творения, тогда, когда были созданы небеса.
Мнение рабби Йоханана основывается на стихах книги Теилим (Псалмы 104, 3—4): «Прикрывает водами верхние чертоги Свои… Делает Он ветры посланниками Своими (осэ малахав —можно перевести как “делает ангелов Своих”)…». В этом стихе содержится намёк на то, что Творец создал ангелов (осэ малахав) в тот день, когда Он создал небеса («Прикрывает водами верхние чертоги свои…»).
Рабби Ханина же считает, что ангелы были созданы на пятый день Творения. Рабби Ханина аргументирует своё мнение тем, что в этот день были созданы крылатые создания, как сказано (Берешит 1, 20): «И сказал Б-г: да воскишит вода кишением живых существ; и птицы да полетят над землёю по своду небесному». А ангелы также существа крылатые, как это следует из стиха в книге пророка Йешаяу (6, 2).
Дьявол же, по мнению мудрецов (Берешит Рабба 17, 6), был создал на Шестой день Творения, когда были созданы Адам и Хава.
Утверждение о том, что один из ангелов отпал и стал дьяволом, неверно. Дьявол был сотворён таким изначально. Подробнее о его функции читайте Как относится иудаизм к Сатане?.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Сатана — Сатан
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Мендель Агранович
Если подчиним свою волю Б-жьей, станем как ангелы. Зачем тогда нам дана свобода воли?
Рав Натан Агрес
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
р. Ури Калюжный
В духовных мирах нет никакой внутренней причины для того, чтобы начался новый день, пришёл шабат, наступил Новый Год. Только наши поступки — утренняя молитва, кидуш, праздничная трапеза — привносят туда движение времени.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.