Темы: Милосердие, Праведник, Рав Яков Гельфман, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Мудрецы сказали (Псахим 113 б), что есть три вида людей, жизнь которых невозможно назвать жизнью, — вспыльчивые, милосердные и брезгливые. Разумеется, тут идёт речь о людях, у которых эти качества в чрезмерных пропорциях. Со вспыльчивостью и брезгливостью всё ясно, но почему, если человек обладает чрезмерным милосердием, его жизнь превращается в не-жизнь? Владимир
Уважаемый Владимир,
Почему жизнь вспыльчивых, милосердных и брезгливых людей «нельзя назвать жизнью»?
Чрезмерное проявление какого-либо качества означает, что человек не может с ним справиться и оно овладевает им. И тогда, когда оно пробуждается, человек не в силах его остановить, даже если не может ничего сделать для устранения того, что ему мешает. Он взрывается попусту и страдает из-за запаха или какого-то действия. Или он видит ребёнка, который упал и разбил коленку, и у него сжимается сердце, но его помощь не нужна, а ребёнок через пару минут сам забудет о ссадине.
Раши объясняет: это обыденные вещи, с которыми человек встречается ежедневно, и получается, что он всё время находится в неуравновешенном состоянии и страдает.
Да, каждое из этих качеств имеет свое назначение, они необходимы. Без них невозможно идти путем Торы: помогать беднякам невозможно без милосердия, быть чистым во время учёбы и молитвы помогает естественная брезгливость, а стоять за Тору помогает праведный гнев. Но если человек не владеет собой в тех ситуациях, когда от этих свойств нет пользы, и гнев, брезгливость или жалость овладевают им, они только вредят ему и портят жизнь.
Рассказывают: один из праведников попросил, чтобы ему не приносили газеты: «Там сообщается о таком количестве страданий, а я не в силах столько переживать». Переживания полезны, если благодаря им человек сможет что-то исправить в себе или в мире, будет более сосредоточенно молиться, станет мягче к окружающим, но чрезмерные переживания, которые не находят выхода в правильном действии, вредят.
С уважением, Яков Гельфман
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Реувен Куклин
Так даже простые люди не делают!
Рав Реувен Пятигорский
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Яков Гельфман
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Барух Лехт
Хана Лернер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.