Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Самоубийство — это дорога в ад?

Темы: Самоубийство, Страдания, Награда и наказание, Грех, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

Шалом. Скажите, пожалуйста, если человек, находящийся в очень сложной жизненной ситуации, прерывает свою жизнь, это однозначно дорога в ад?

Отвечает рав Яков Гельфман

Шалом!

Судите сами: в Торе, глава Ноах (Берешит 9, 5) сказано: «Но кровь вашу с души вашей взыщу…». Согласно Традиции, речь здесь идет о самоубийстве. Одна из тринадцати основ веры: Творец награждает того, кто исполняет Его заповеди, и наказывает того, кто их нарушает. Безусловно, это одно из основополагающих установлений Торы, ведь оно дано еще Ноаху (Ною), то есть обязательно для всего человечества, а не только для евреев.

Но я бы хотел здесь затронуть другую сторону этой проблемы, которую меньше упоминают, а именно — награду. Какая тут может быть награда, спросите Вы, за что? Если человек не убивает себя, ему полагается награда?

Именно так, да еще какая!! Не верите? Я это докажу.

В последней книге Торы, Дварим (27, 11 и далее), говорится о благословении за выполнение заповедей и проклятии за их невыполнение; весь еврейский народ принял эти «условия» при входе в Эрец-Исраэль. Но далее перечислены только проклятия. А где же благословения? Мудрецы объясняют: каждое проклятие сначала произносилось как благословение, например: «Благословен тот, кто не сделает идола!» То есть не только тот, кто выполнил заповедь, благословен, но и тот, кто не нарушил запрет, не совершил самого тяжкого греха, не просто не проклят, а благословен. И не просто так, а всем еврейским народом. Получается, чем больше грех (ведь проклятья полагались не за маленькие грехи, как Вы понимаете), тем больше и награда за «воздержание» от него? Парадокс!

Не будем сейчас вдаваться в объяснения, но это то, чему нас учит Тора. И так же говорят мудрецы: если человек не совершил греха, это засчитывается ему, как будто он выполнил заповедь. Как это можно понять? Объясняют так: если человек оказался в ситуации испытания, например, очень чесались руки что-нибудь украсть и никто бы не увидел, но он себя преодолел, ему полагается награда — как за выполнение заповеди. Но, наверное, награда небольшая, которая не идет в сравнение с наказанием за нарушение? Ни в коем случае! Награда как минимум в пятьсот раз(!) больше наказания. Откуда я это взял? В десяти заповедях (Декалог) сказано: «…Я Господь, Б-г твой, Б-г ревнитель, Карающий за вину отцов… до третьего и четвертого рода тех, которые ненавидят Меня. И Творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Шмот 20; 4, 5). То есть, если «тысячи» — это, как минимум, две, то, разделив их на четыре, получим, что награда в пятьсот раз больше наказания. И так сказали наши мудрецы: «Мера награды больше меры наказания самое меньшее в пятьсот раз».

Но и это еще не все. Говорят мудрецы: лучше одна заповедь, выполненная в страдании, чем сто, выполненных без страдания. То есть, если человеку трудно при выполнении заповеди, это поднимает его заповедь на совершенно другой уровень. Один из великих раввинов последних поколений объясняет, что «страдание» — это любая степень страдания и любое повышение уровня страдания увеличивает награду еще в сто раз. Ну, теперь я точно загнул?

На этой неделе прочитал историю, приведенную в Иерусалимском Талмуде, о еврее, который работал сторожем в… публичном доме и считался грешником. И сам себя таковым считал, что вполне логично. Но в один засушливый год великому мудрецу Раби Абау показали с Небес, что только если этот еврей помолится, пойдет дождь. Так и случилось, в конце концов. Выяснилось, что когда-то одна еврейка хотела продать себя, чтобы выкупить мужа из тюрьмы. И этот сторож продал свои личные вещи и спас ее от греха. Таким образом, главная цель этого еврея в его работе была — удержать евреек от греха. И этот человек был большим праведником, сам об этом не зная.

То есть человеку не дано в этом мире знать, каков его «вес» на Небесах, как сказано: «Будь так же осторожен в исполнении малой заповеди, как и большой, потому что не знаешь ты, какова награда за них» (Авот 2, 1). Поэтому, если уж еврею послано такое испытание, как мысли о самом плохом, он должен знать, что это заповедь, которая ему послана. И, может быть, спасая себя, он спасает мир. Тем более, что часто человеку кажется: вся последующая жизнь будет для него страданием. Тогда, выполняя заповедь о сохранении жизни, он совершает великое самопожертвование, которое высоко ценится на Небесах, быть может, даже больше, чем «одноразовое» самопожертвование ради Творца. (И этому тоже есть доказательства, но об этом как-нибудь в другой раз).

И, наконец, поскольку в глазах такого человека жизнь уже не имеет ценности, понятно, что он сохраняет ее только ради Всевышнего (в обычной жизни тяжело человеку удержаться от мысли о собственной выгоде). То есть он поднимается на уровень исполнения заповеди только во имя Творца, что обеспечивает ему будущий мир, как пишет Рамбам.

Успехов в дальнейшем, Яаков Гельфман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.