Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рав Зильбер о царях и визите принца Уильяма

Темы: Неевреи, Стена Плача, Благословение, Рав Бенцион Зильбер, Еврейский царь

Отложить Отложено

Уважаемый рав Зильбер, на прошлой неделе в Израиле с визитом был английский принц Уильям, который даже посетил Стену Плача. В связи с этим возникло несколько вопросов, буду очень рад, если проясните:

1. В Сидуре есть благословление на короля, что это такое? Зачем и почему? Благословление на мудреца Торы я еще понимаю, но на нееврейского царя? Кто это постановил? Есть ли на это указание в Торе и Талмуде?

2. Говорят благословение только на короля? А на королеву и нашего принца Уильяма?

3. Слышал о законе «бишуль акум», говорящем: то, что ест царь, нельзя есть еврею, можно это есть только в сыром виде. О чем это? Совсем непонятно.

4. В новостях было видео, как принц в кипе молится у Стены Плача в окружении раввинов. Разве это можно — нееврею молиться у Стены Плача (= в синагоге)? Молится сам — ладно, но вместе с раввинами? Спасибо, если сможете ответить! Юрий

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Юрий!

1. В Сидуре есть благословление на короля, что это такое? Зачем и почему? Благословление на мудреца Торы я еще понимаю, но на нееврейского царя? Кто это постановил? Есть ли на это указание в Торе и Талмуде?

Абсолютное большинство благословений установили мудрецы. Поэтому в Торе они не упоминаются. В Талмуде (Брахот 58а) сказано: тот, кто увидит нееврейского царя, произносит благословение: «Благословен Ты… Б-г… Давший от Своей славы людям». Т. е. это подарок, который Б-г подарил этому человеку, — полномочия власти. И это имеет значение. В «Пиркей Авот» (3:2) мы читаем, что, если бы не было властей, люди «живьем глотали бы друг друга». И в Талмуде говорится о необходимости особого уважения к царю.

2. Говорят благословение только на короля? А на королеву и нашего принца Уильяма?

Благословение произносят только при виде царя/короля, имеющего полномочия власти, а принц этих полномочий не имеет и королева — жена короля — тоже этих полномочий не имеет. Но если королева правит страной (или даже только «выполняет представительские функции»), как, например, Елизавета II, то при виде ее тоже надо произносить благословение.

3. Слышал о законе «бишуль акум», говорящем: то, что ест царь, нельзя есть еврею, можно это есть только в сыром виде. О чем это? Совсем непонятно.

Есть закон — постановление мудрецов — о «бишуль акум», запрещающий еврею есть блюдо, сваренное неевреем, даже если известно, что все ингредиенты кошерные. Одна из деталей закона: это относится только к таким блюдам, которые можно подать на «царский обед». Наверное, это то, что ввело Вас в заблуждение. Т.е. запрет «бишуль акум» распространяется не на то, что ест царь, а только на те изысканные блюда, которые подают на «царский» торжественный обед.

А на блюда, которые на торжественный обед не подадут, запрет не распространяется. Говорили, например, что сардины из консервов (если все ингредиенты кошерны) не запрещены как «бишуль акум», т. к. их на торжественный обед не подадут. Это зависит от времени и места.

4. В новостях было видео, как принц в кипе молится у Стены Плача в окружении раввинов. Разве это можно — нееврею молиться у Стены Плача (= в синагоге)? Молится сам — ладно, но вместе с раввинами?

В Храм тоже приходили неевреи, приносили жертвы и молились. Поэтому у Котеля неевреи также могут молиться.

Почему принца сопровождали раввины? Подробностей не знаю, но говорят, что не хотели придавать его посещению Котеля политическую окраску, что получилось бы, если бы его сопровождали политические деятели. А он же принц, уважаемые люди должны были его сопровождать, так попросили раввинов. Бывало, что цари, короли и принцы приходили в синагогу и их принимали с должным уважением. Площадь Котеля тоже имеет статус синагоги. Это особо святое место, т. к., приводится в мидрашим, «Шхина не отошла от Котель Маарави».

Можно посмотреть также статью о благословении, которое произносят при виде монархов и президентов.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.