Темы: Алаха, Долг, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом у-враха. Вопрос о том, с какого момента можно пользоваться покупкой в магазине. Например, если положил воду или сок в тележку, но еще не заплатил, а ребенок просит, то можно ли дать? Или болит голова, можно-ли выпить лекарство до того, как заплатил? Или же товар твой только после оплаты? Тода раба.
Здравствуйте!
По Галахе для того, чтобы предмет перестал быть собственностью одного человека и стал собственностью другого, необходимо выполнение двух условий:
Киньян — это действие, с момента которого сделка вступает в силу. В момент киньяна имущество переходит в полное владение покупателя, даже если он еще не расплатился за купленную вещь. Оплата покупки не влияет на приобретение имущества, и, если стороны на это согласны, вопрос с оплатой решается отдельно — до или после киньяна, в зависимости от договоренности сторон. (Это можно сравнить с подписанием договора о заключении сделки: с момента подписания сделка вступает в силу, однако вопрос оплаты решается отдельно: до, после или во время составления документа).
В Галахе существует несколько видов киньянов, которые действуют по умолчанию, т.е. все время, пока стороны не приняли решение о другом виде приобретения:
Вернемся к нашему вопросу. Первое условие, которое должно соблюдаться для того, чтобы киньян зафиксировал сделку, это — согласие сторон, в обсуждаемом случае — магазина и покупателя. В Израиле, пока стороны не договорились иначе, можно считать, что дирекция магазина не против, чтобы покупатели использовали продукты еще до оплаты в кассе, т.к. в Израиле велико доверие к добросовестности покупателя. (Об этом можно судить по минимальному надзору за товаром, выставленным у входа в магазин, а также по практически полному отсутствию слежения за покупателями в залах самообслуживания).
Второе условие — киньян выполняется покупателем еще в зале самообслуживания, когда покупатель берет товар с целью приобретения. Здесь совершается киньян «агбаа» — поднятие покупки. Стоимость товара становиться долгом, который покупатель погашает во время оплаты в кассе.
В России и в тех странах, где магазины строго следят за покупателями и не полагаются на их честность, использовать товар до оплаты в кассе — запрещено, пока стороны не договорятся об обратном. В любом сомнительном случае можно подойти к заведующему магазина и узнать его мнение по этому вопросу.
С уважением, Моше Сытин
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Хана Лернер
Как сделать, чтобы инициатива хоть частично перешла в его руки?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
Чтобы сказать мне, что написано в Кицур Шулхан Арухе, раввина не надо...
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Яков Шуб
Должна ли женщина делать просбуль?
Рав Яков Шуб
Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
Рав Яков Шуб
Давать деньги взаймы — обязанность?!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.