Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Могут ли бесы считаться живыми? Могут ли они утонуть? Учат ли Тору?

Темы: Каббала, Ноах, Потоп, Мистика, Жизнь, Рав Менахем Эпель, Бесы, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Шалом Вам, уважаемые! У меня два вопроса по недельной главе Ноах, Берешит 6:19. («И от всего живого, от всякой плоти, по два от всякого введи в ковчег…»; комментарий Раши к словам «от всего живого» — «даже бесы», прим. ред.).

Какие источники используются в нашем, еврейском мире, чтобы считать бесов обладателями тел и как следствие — могущими утонуть? И разве можно считать их живыми и подпадающими под повеление быть взятыми в ковчег? Ведь, как я понимаю, живым считается изучающий Тору и молящийся Творцу о помощи воплотить в жизнь изученное. Я допускаю, что могу не знать о получении бесами от Творца инструкции. И тогда они что??? Тоже подходят под категорию «живые»? Что говорит об этом Тора, мудрецы наши, традиция? Спасибо Вам за ваши, всегда обстоятельные, ответы!

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Могут ли бесы считаться живыми? Могут ли они утонуть? Учат ли Тору?

Читаем в Талмуде (Хагига 16 а): шесть вещей сказано о бесах: тремя они подобны ангелам служения, тремя подобны людям. Подобие ангелам: у них есть крылья, они летают из одного конца мира в другой и слышат, что произойдет в будущем. Подобно людям едят, пьют, размножаются и умирают.

Рамбан в своем комментарии к Торе (Ваикра 17:7) цитирует эти слова Талмуда и объясняет их. Он пишет, что все материальные предметы в этом мире, например, тела людей и животных, растения, металлы и т. д., были сотворены из четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля). Они соединены в одно целое Б-жественной силой и представляют собой грубые тела, которые мы можем ощутить всеми органами чувств. Но Всевышний сотворил и «предметы», состоящие только из двух элементов: огня и воздуха. Это тела тонкие, неощутимые органами чувств. И в силу своей тонкости и легкости они могут летать. Соединение элементов (как у грубых, так и у тонких тел) дает живое тело, а распад элементов приводит к смерти.

Из этих источников мы видим, что у бесов действительно есть тела и что им свойственно умирать. Однако с таким телом они не должны были утонуть. Тем не менее, комментаторы пишут: хотя бесы могут летать, они бы все равно погибли во время Потопа и нуждались в спасении. Видимо, Потоп надо понимать как уничтожения всего живого, не обязательно именно утопление.

Теперь о Ваших словах, что живым считается тот, кто изучает Тору и просит Творца о помощи, чтобы воплотить в жизнь изученное. Вы спрашиваете, можно ли считать бесов в этом плане «живыми» и созданиями, которых следовало взять в ковчег.

Чтобы картина была полной, отметим: Талмуд (Гитин 68а) рассказывает о царе чертей и, в частности, отмечает, что он каждый день учился как в Небесной Ешиве, так и в земной. Однако о цели этой учебы мне ничего неизвестно. Также ничего не сказано об учебе его подданных — «простых» чертей.

Мне кажется, ответ на Ваш вопрос нужно искать не здесь. Наши мудрецы в Талмуде (Брахот 18) говорят, что праведники даже после смерти называются живыми, а грешники даже при жизни называются мертвыми. То есть, есть общепринятые понятия, а есть понятия Торы и мудрецов. То есть грешники, даже при жизни — по общепринятым понятиям — называются мертвыми — по Торе. И, хотя Тора учит нас истинному взгляду на вещи, ее законы основаны на общепринятом взгляде. Так, за убийство человека по Торе полагается смертная казнь, в том числе — и за убийство грешника. Хотя по понятиям истины он уже и так мертвый. Так же и в ковчеге — спасали всех живых по общепринятым понятиям. Так, основным по численности населением ковчега были животные, а они тоже Тору не изучают.

Надеюсь, что сумел в какой-то мере ответить на Ваш вопрос.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Потоп. С самого начала 3

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»

Рав Менахем Эпель

Редакция Толдот

Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в  ешиве  для  баалей тшува  «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.

Зоар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Есть ли в еврейской традиции мифические существа?

Рав Овадья Климовский

И откуда можно про них узнать?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.