Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто такие «иврим»? И откуда египтяне знали о них?

Темы: Еврей, Египет, Авраам, Значение слов в Торе, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

Добрый день! Читая Тору, никак не могу понять. Слово «иврим» встречается впервые во время истории с Йосефом, когда тот говорит, что «я из страны Иврим». При этом позже, когда египтяне накрывают стол для братьев Йосефа «отдельно», то снова звучит слово «иврим» и то, что для египтян мерзость — есть с ними за одним столом. Вот я и не пойму… если иврим — это жители Ханаана, то возникает вопрос: в книге Шмот Б-г посылает Моше и Аарона со словами «так сказал Б-г, Б-г а-Иврим…» Если же слово «иврим» обозначает 70 человек, которые впоследствии спустились в Египет, то тогда это тоже странно… их же мало, и вряд ли о них были так наслышаны египтяне. С уважением, Евгений

Отвечает рав Яков Гельфман

Дорогой Евгений!

На Ваш вопрос отвечает Рамбан в своем комментарии к Торе (кстати сейчас есть и на русском языке).

Евреи называются «иврим» потому, что так Тора называет их родоначальника Авраама в главе Лех Леха (14:13). Простое значение этого слова — «пришедший с той стороны, с того берега» («берег» или «сторона» на святом языке — «эвер»). И Авраам был назван так потому, что пришел в Землю Израиля из Междуречья, то есть с другого (по отношению к Эрец-Исраэль) берега реки Евфрат. Переселенцев часто называют именем местности, откуда они родом, например, Петербуржский, Варшавский и т.д. То есть Авраам — это было имя, а Иври — фамилия. По мнению Сфорно эта фамилия была образована от имени предка Авраама — Эвера, великого праведника, поскольку Авраам был достоин носить его имя. Таковы многие фамилии, образованные от имени главы семьи, например, Абрамович, Ицхаков и т.д. По мнению мудрецов, этноним «евреи», «иврим» упоминается в Торе, открывающей сущность вещей, чтобы указать нам на особую черту, свойственную Аврааму и нам — его потомкам: «Весь мир по одну сторону, а Авраам — по другую». Стойкость, умение не поддаваться чуждым влияниям, а упорно придерживаться истины — то качество, которое, в идеале, присуще евреям. И именно это качество сделало Авраама «князем Б-жьим» среди кнаанейцев.

Страна, земля «иврим» согласно объяснению Рамбана — это или долина Хеврона, где проживали потомки Авраама, или вся Страна, названная так по имени евреев, живших в ней. Они были малочисленны, но слава этой семьи, провозглашавшей Единство Б-га и отрицавшей идолопоклонство, вышла далеко за ее пределы (что не изменилось и сегодня, когда за делами евреев пристально следят даже далекие страны, казалось бы, совершенно не связанные с ними). К этому можно, наверное, добавить и то, что у них было, по всей видимости, много сподвижников и почитателей и среди местного населения, не говоря уже о многочисленных домочадцах (рабах и рабынях).

С уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.