Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тора, с которой Б-г творил мир, и Тора, которая была дана Моше, — одинаковы?

Темы: Сотворение мира, Моше, Дарование Торы, Еврейский закон, Устная Тора, Синай, Письменная Тора

Отложить Отложено

Тора, которая была конспектом для Ашема (Всевышнего) при создании мира, и та, которая была дана Моше, одинаковы? Я думаю, что Тора одна для всего существующего. С уважением, Ефим

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Ефим!

Ответ на Ваш вопрос, думается, зависит от того, в каком смысле мы говорим, что Тора «одна».

По сущности, по духу — в принципе да.

По конкретной форме, особенно физически — тут можно порассуждать.

Начиная с того, что даже Тора, данная Моше — это не совсем та Тора, которая у нас есть сегодня.

Как так?

Очень просто. Ведь в нашей сегодняшней Торе описаны все события, произошедшие после того, как Моше получил эту Тору, включая и смерть самого Моше. Мог он это получить еще тогда, на Синае? Нет, не мог. Если бы знал будущее, вся его деятельность теряла бы смысл: зачем стараться, если уже в любом случае известно, что случится. Зачем молиться Б-гу, просить позволения войти в Землю Израиля, если в Торе уже написано, что оно не будет дано?

Так что та Тора — ее письменная форма, которая сейчас есть у нас, — создавалась тогда «в режиме реального времени».

А что же Моше получил на Синае?

Законы Торы. Огромная часть которых в любом случае записана в Письменной Торе лишь частично или вообще только намеками и передавалась как Устная Традиция от наставника к ученику многие поколения. Пока не была записана в форме Мишны, а затем и Гемары — Талмуда уже полторы тысячи лет спустя. А там прибавились еще и комментарии. Раши[i] и Тосафот[ii], и подобные им стандартные сопроводительные комментарии к Торе и Талмуду были написаны уже сравнительно недавно — «всего лишь» тысячу лет назад, а то и меньше.

Да и это не конец. За ними последовали и другие комментарии, были также созданы и своды практических законов: «Яд Хазака» Рамбама[iii], «Шульхан Арух»[iv] рава Йосефа Каро, «Мишна Брура»[v] Хафец Хаима и др.

А продолжается этот процесс по сей день! Люди изучают Тору, анализируют, записывают — а ведь «анализ (законодательной и повествовательной частей Торы, который проведет в будущем) каждый ученик, был уже передан Моше на Синае» (Иерусалимский Талмуд, Пеа 2:4). Либо сам анализ-исследование, либо его корень.

Кстати, даже сам шрифт, которым была записана Тора при даровании, является предметом обсуждения. И есть мнение, что изначально Тора была написана шрифтом иври, а потом ее стали писать шрифтом ашури.

Ну, а до дарования Тора, еще на Небесах, была написана «черным огнем по белому огню» (Шкалим 16 б). Что это значит и как выглядит, нам, разумеется, понять сложно. (Хотя, конечно, само это определение содержит свои смыслы и посылы, которые исследуются в многочисленных толкованиях и исследованиях).

Одно ясно: «физическая» форма Торы до ее дарования была другой. Да и не могла она быть той же в мире, который по определению — духовный, а не физический. Но и конкретные слова Торы были другими.

Только суть, сущность та же. Механизмы, принципы, ценности. Вот по этим механизмам и был спланирован и построен мир.

Впрочем, и здесь можно сказать: чертеж здания и само здание — это одно и то же? И да, и нет. Чертеж — на бумаге, маленький. Здание — из камней или кирпичей, большое. Другой размер, другая форма, другие строительные материалы. Но та же структура, та же суть.

Или если сравнивать с ДНК: в ней будущий человек именно «закодирован», это «код», который всё-таки не выглядит и не построен так же, как тот человек.

Вот и Тора так. Вы, собственно, и сами пишете: конспект. Правильно! И конспект — по определению — не само «оно», а только условные обозначения. И как именно мир был создан по этому конспекту — во многом Одному Б-гу известно, в самом буквальном смысле.

А мы можем удовлетвориться тем, что у нас есть и мы изучаем такую особую Тору, посредством которой был — ни много ни мало — сотворен Б-гом весь мир. Какая же крутизна — иметь такую Тору! Иметь возможность, насколько нам это дано, изучать и постигать те самые ее принципы и механизмы. Займемся же!

С уважением, Меир Мучник


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] «Тосафот» — буквально означает «дополнения». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.

[iii] «Яд Хазака» или «Мишнэ Тора» — всеобъемлющий кодекс еврейских законов и постановлений, составленный Рамбамом (раби Моше бар-Маймоном, Маймонидом, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейским мыслителем и законоучителем. Труд «Мишне Тора» состоит из 14 разделов, которые охватывают практически весь спектр тем в еврейском законодательстве.

[iv] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.

[v] Мишна Брура («Ясный Закон») — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.