Темы: Моше, Земля Израиля, Авраам, Рав Яаков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня такой вопрос. В главе Лех Леха Б-г говорит Аврааму: «14. Подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты, на север и на юг, на восток и на запад; 15. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее и твоему потомству навеки» (Берешит 13). После чего, как мы читаем дальше, Авраам исходил землю вдоль и поперек. А когда евреи подошли к земле Кнаан после 40 лет хождения по пустыне, Б-г сказал Моше почти то же самое, взойти на гору и посмотреть на всю землю. И у меня такой вопрос. Как Моше с одного места мог увидишь всю землю Израиля, и почему Аврааму нужно было исходить всю землю, почему недостаточно было просто посмотреть? Или, когда он смотрел, он не видел ее всю так, как видел ее Моше? Заранее спасибо за ответ. А.
Уважаемый А.,
Разделим Ваш вопрос на несколько частей. Видел наш праотец Авраам всю Землю Израиля или нет?
Конечно же, Авраам, как и Моше Рабейну, видел всю Землю Израиля. Иначе зачем бы нужно было Творцу мира говорить ему посмотреть на все четыре стороны света? Сколько человек может увидеть, стоя на одном месте? И, во-вторых, откуда бы он знал, где именно ему надо ходить, где границы Земли Обетованной?
Как можно увидеть одновременно всю Землю Израиля?
Каким образом он видел всю Землю — это, мне кажется, не так сложно понять в наше время технологического прогресса. Ведь достаточно сильного бинокля, чтобы увидеть то, что невозможно разглядеть «невооруженным глазом». Понятно, что Творец, Который создал зрение, мог его усилить в нужный момент. Это именно то, что Он сказал Моше Рабейну, когда тот просил не посылать его к Фараону, т.к. его, Моше, речь невнятна: «Кто дал уста человеку; или кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь?» (Шмот 4; 11, 12)
Зачем Аврааму нужно было исходить всю Землю Израиля после того, как он уже всё увидел?
Мы знаем, что Творец не дал Моше войти в Землю Израиля. Но из-за того, что Моше так молился об этом, ему было разрешено увидеть её перед смертью. И в этом, в частности, был смысл того, что Всевышний показал ему Землю Израиля. Отсюда ясно, что даже созерцание Святой Земли приносит большой душевный подъём, а тем более — пребывание в ней, если человек этого достоин. Это сможет немного понять тот, кто побывал возле Стены Плача. Ведь это земля, о которой сказано, что Творец Сам «наблюдает» за ней всегда, а не через другие духовные инстанции. Моше Рабейну также хотел бы исходить всю землю Израиля, если бы не запрет. Авраам же, которому это не было запрещено, безусловно, не мог удовольствоваться только «осмотром».
Но тут есть ещё один аспект. В Талмуде сказано, что все деяния наших праотцов, описанные в Торе, являются знаком для их потомков, то есть еврейского народа. Великий комментатор Торы Рамбан объясняет: наши праотцы как бы проложили своей судьбой дорогу для будущих поколений. Например, Авраам остановился между Бейт-Элем и Аем (Берешит 12, 8) для того, чтобы помолиться за евреев, которые во времена завоевания Земли Израиля потерпят там поражение из-за греха Ахана (Йеошуа 7). Основываясь на этом мы можем понять, что Авраам, ходя по Земле Израиля, помогал евреям в будущем завоевать её. Наши праотцы в духовной сфере открыли путь веры и служения Творцу на все поколения. Так и в материальной сфере — они проторили евреям путь существования в качестве обособленного народа, потому что духовное и материальное взаимосвязаны, как душа и тело.
С уважением, Яаков Гельфман
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Реувен Пятигорский
Давид Россоф
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Яков Гельфман
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Яков Гельфман
Достаточно было взять один камень?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.