Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раби Акива и другие мудрецы определяли Машиаха по ошибочным признакам?

Темы: Шабтай Цви, Машиах, Чудеса, Раби Акива, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Здравствуйте, ув. рав. У меня вопрос: раби Акива и многие рабаним ошиблись в отношении Бар-Козьбы, приняв его за Машиаха, также многие рабаним ошибались в отношении таких лжемашиахов, как Шабтай Цви или Яков Франк. Значит ли это, что признаки, по которым раби Акива и другие рабаним определяли Машиаха, были ошибочны и мы больше не можем пользоваться этими признаками (в частности, обязательно ли наличие чудес для определения Машиаха)? Спасибо. Орит

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая Орит,

Вы подняли очень важный и интересный вопрос. Как можно узнать, кто является Машиахом, каковы его признаки? И как можно с уверенностью знать, что этот человек — точно не Машиах?

Рамбам пишет, что Машиах должен быть великим мудрецом Торы и он должен совершать все свои действия соответственно Торе. Если он что-то указывает людям не по Торе, определенно, он — не Машиах. В том же послании Игерет Тейман он пишет: если тот человек (который объявил себя Машиахом) указывает, чтобы люди раздавали все свое имущество бедным, он выступает против Талмуда, где сказано, чтобы человек не раздавал больше пятой части своего имущества (Ктубот 47). А раз он говорит что-то не по Торе, то он точно не может быть Машиахом.

Вопрос, который надо понять — как получилось, что великий мудрец Раби Акива принял Бен-Козиву за Машиаха, который таковым не был. На основании чего? Я понимаю, что у него была особенная удача в войне с римлянами, совершенно неестественная, и это привело Раби Акиву к мысли, что этот человек — Машиах.

Интересно, что были другие мудрецы Торы, которые считали иначе. Мидраш Эйха говорит, что раби Йоханан бен-Торато сказал Раби Акиве: «Акива, вырастет трава из твоих щёк, а Машиах ещё не придёт».

Что касается Шабтая Цви, вообще неизвестно, чтобы большие люди Торы считали, что он Машиах. Он своей харизмой увлек за собой широкие массы, и многие раввины там, где он жил, были вынуждены молчать. Некоторые раввины, далекие от тех мест, предпочли молчать дипломатически, а, например, рав Яаков Саспортас из Гамбурга рассылал резкие письма против Шабтая Цви в различные общины.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме

Кто такой МЕССИЯ?

Рав Овадья Климовский

«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.

Рав Бенцион Зильбер

Залман Симха Левин

Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Хахам Цви

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.