Темы: Рав Реувен Куклин, Материя, Уважение, Раби Акива, Смерть, Болезни
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте.
В Гемаре говорится, что ученики рабби Акивы умерли от аскера. Почему им полагалась именно такая смерть?
С уважением, Игорь
Уважаемый Игорь.
В трактате Йевамот (62 б) говорится, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и все они умерли в один период времени — от праздника Песах до праздника Шавуот — из-за того, что не почитали друг друга. Добавляет Талмуд, что все они умерли наистрашнейшей смертью — «аскера».
Вы удивляетесь, почему мудрецы сочли необходимым сообщить нам, какой смертью они умерли. Ваш вопрос очень уместен, поскольку мудрецы в каждом своём слове сообщают нам какие-то существенные, глубокие вещи. В их словах мы не найдём ни одной детали, которая не содержала бы каких-то глубоких истин. Поэтому каждая деталь, упомянутая мудрецами, чрезвычайно важна, и мы обязаны обращать внимание на любые тонкости в их словах.
Если это так, нам необходимо понять ещё одну деталь, упомянутую в этой Гемаре. С какой целью добавляют мудрецы, что ученики рабби Акивы умерли в период от Песаха до Шавуота?
Говорят мудрецы в Талмуде (Брахот 8а), что есть в мире 903 вида смерти, самая лёгкая из них смерть «нэшика» (поцелуй), а самая тяжелая — смерть «аскера». Продолжает Гемара: «Смерть нэшика настолько легка — как вынуть волосок, упавший в молоко, а смерть аскера настолько тяжела — словно вытащить клубок шерстяных ниток из колючек». Своими словами мудрецы нам показывают, в чём существенная разница между этими двумя видами смерти. При смерти «нэшика» душа выходит с лёгкостью, поскольку нет ничего существенного, что связывало бы её с окружающей материей (подобно волоску, у которого нет существенной связи с молоком, внутри которого он находится). При смерти «аскера» же, наоборот, душа сильно связана с материей, и поэтому ей стоит огромного труда с ней расстаться (подобно извлечению шерстяного клубка из колючек).
Сообщая, какой смертью умерли ученики рабби Акивы, мудрецы учат нас, что их проблема была гораздо глобальнее, чем неуважение друг к другу, — они были крепко связаны с материальным миром. (Важно подчеркнуть, что, когда речь идёт о таких больших людях, как ученики рабби Акивы, «учитываются» мельчайшие «дозы» этого греха). С материальной точки зрения у человека нет преимущества над животными, наоборот, многие животные гораздо сильней и быстрей человека. Единственная причина уважать человека — его разум, его духовность. Чем больше человек связан с духовным, тем больше он способен уважать других. И это является причиной неуважения учеников рабби Акивы друг к другу — они были крепко связаны с материальным миром, не уважали друг друга.
Цель человека — поставить духовность над материей, разум над животными инстинктами и желаниями. И это то, чему обучает нас Тора. Если человек не уважает своего ближнего, это показывает нам, что он не связан истинно с Торой. И это, возможно, то, что хотели сообщить нам мудрецы, говоря, что ученики рабби Акивы умерли именно в дни подготовки к получению Торы.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте:
Полный тематический обзор Раби Акива
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина