Темы: Обида, Раскаяние, Йом Кипур, Прощение, Рав Даниэль Маршальский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав! Я прочитала: «Сказано в Талмуде, что Йом-Кипур искупает только грехи, совершенные по отношению ко Всевышнему. Грехи, совершенные по отношению к другим людям, Йом-Кипур искупает лишь при условии, что обидчик получил прощение от обиженного». Ну, а если нет возможности найти обиженного? Что тогда делать? N.
Здравствуйте, N.
Рамбам (Законы раскаяния 2, 11) рассматривает ситуацию, когда обиженный умер, а обидчик не успел попросить прощения. В этом случае обидчик должен собрать десять человек, прийти на могилу обиженного и при них просить умершего о прощении. Автор комментария Мишна Брура пишет: если обиженный похоронен далёко от места проживания обидчика, обидчик может уполномочить кого-то из местных, чтобы тот собрал людей на могиле и просил при них прощения от его имени. Однако всё сказанное действительно только в том случае, когда обида была нанесена обиженному при его жизни. Если же о нём дурно отозвались после его смерти, обидчик должен собрать десять человек и в их присутствии на том самом месте, где злословил об умершем, просить у него прощения.
Из сказанного понятно, что просьба о прощении нужна не только обиженному, но и обидчику. Ведь умершему нет никакой пользы от раскаяния обидчика. Зачем же мы требуем от обидчика совершить весь этот ритуал с десятью людьми? Ответ здесь очевиден: умершему абсолютно неважно, просили у него прощения или нет, всё это делается для обидчика, для того, чтобы он осознал, какой грех совершил, и раскаялся.
Понимая это, можно ответить на Ваш вопрос: естественно, обидчик должен приложить максимум усилий для того, чтобы найти обиженного. Но если после всех стараний найти его не удалось, он должен собрать десять человек и на том самом месте, где была нанесена обида, публично попросить прощения.
С уважением, Даниэль Маршальский
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Михаэль Солганик
Рав Даниель Маршальский
Эта связь рвется? Тогда насколько они были одним человеком?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Редакция Толдот
Рав Даниэль Маршальский родился в 1980 в г. Львове, в ноябре 1990 года совершил алию в Землю Исраиля
Рав Бенцион Зильбер
Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Молитва накануне Йом Кипура • Еда накануне Йом Кипура • Окунуться в «микву» • Разделяющая трапеза
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Гади Поллак
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.