Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Звезды определяют жизнь человека так, чтобы он исполнил свою миссию. Зачем просить другую судьбу?

Темы: Потомство, Предназначение, Свобода выбора, Евреи, Авраам, Астрология, Судьба, Рав Меир Мучник, Гороскоп

Отложить Отложено

Шалом! В Талмуде в трактате Шабат сказано, что для еврейского народа не существует неотменяемого предначертания и неизменной зависимости судьбы от светил (нет мазаля — созвездия — у Израиля). Творец может «переставить светила», изменить их влияние. И это зависит от заслуг человека. Вместе с тем, например, Ибн-Эзра говорил, что, если займется продажей саванов, люди перестанут умирать, т.е. ему было предначертано быть бедным и никакие заслуги и заповеди не могли отменить это. Если правильно понимаю, роль, цель человека в мире, исправления, для которых он приходит, диктуются тем, в какое время и в каком месте он рождается. То есть влияние светил определяет жизнь человека таким образом, чтобы он исполнил свою миссию в этой жизни, пользуясь свободой выбора («стать разбойником, шохетом или хирургом»). Но тогда мне непонятно, в чем смысл изменения мазаля? И что значит практически отсутствие неотменяемого предначертания для евреев? Спасибо! Владимир

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Владимир!

Вы совершенно правильно предполагаете, что именно заданная Б-гом роль человека в мире определяет, в какое время и в каком месте он рождается. Да, время и место зависят от влияния звезд, но эти факторы — лишь механизмы, с помощью которых Б-г устанавливает характер и судьбу, необходимые для выполнения его роли, с соответствующей свободой выбора.

Но тогда справедливы Ваши вопросы. Во-первых, в чем смысл изменения мазаля? Ведь все, что человек получил в результате влияния звезд, — это средства и инструменты для выполнения его предназначения, даже если некоторые из них ему неприятны. Если он бедный, значит, его роль — служить Б-гу, невзирая на все тяготы бедности. А если бы был богатым, то его ролью тоже было бы служение Б-гу — вопреки соблазнам, возможностям упасть, которые предоставляет богатство, ответственное использование всех данных ему благ. Таким образом, богатство — это не «лучшее» состояние, а просто иная роль, со своими трудностями и вызовами. Какой же смысл о нем мечтать взрослому человеку, который по-настоящему это понял?

Основной источник, из которого выводится принцип «у (народа) Израиля нет мазаля», — рассказ о судьбе нашего праотца Авраама, приводимый в упомянутом Вами талмудическом тексте. Изначально ему не дано было иметь детей, но Б-г изменил его «мазаль» и у Авраама родился сын. Но ведь дети — тоже не игрушки, а следующее поколение, которое надо воспитать; это ответственное «задание», и быть родителем, как известно, непросто. Обычным людям, как мы, конечно, хочется, чтобы были дети — наше продолжение, но на самом деле это все-таки подобно желанию разбогатеть. И такой великий и мудрый служитель Б-га, как Авраам, должен был понимать, что вопрос здесь не в том, достанется ли ему какое-то благо, а в том, какие ему нужны инструменты для выполнения своей роли — а эти инструменты Б-г, надо полагать, распределяет правильно. Зачем же иные инструменты?

Именно так ставят этот вопрос мудрецы (см. комментарий Рабейну Йоны к Пиркей Авот (5:2), Сифтей Хаим раби Хаима Фридлендера и др.) — и дают следующий ответ. Действительно, для выполнения роли, которая была дана Аврааму изначально, ему не нужны были дети. Но Авраам хотел иного — изменить саму роль в служении Б-гу, расширить ее. Сделать больше во Имя Б-га.

Поэтому изменение его мазаля сопровождалось изменением имени — ведь имя отражает сущность человека и его роль: «Аврам не может иметь детей, но Авраам сможет». Изначально он был «Аврамом», как объясняют мудрецы, «[духовным] отцом Арама», страны, в которой родился, — там он должен был распространять свое учение о Б-ге. Для этого ему не обязательно было иметь собственных, «биологических» детей, в духовном плане его детьми считались ученики, он их «сделал» (Берешит 12, 5; см. также Раши). А стал — Авраамом, «[духовным] отцом множества [народов]». Теперь ему предстояло распространять эти знания по всему миру. И для этого он должен был породить целый народ, который сможет оказывать подобное влияние на мир, распространять эти знания, «свет», для народов. Поэтому ему было дано потомство.

А сама его роль могла быть расширена только потому, что существовали другие люди, которые не исполнили собственные роли и дали Аврааму возможность выполнить не только свою работу, но и их. Так Рабейну Йона объясняет изречение в Пиркей Авот (там же): «Десять поколений от Ноаха до Авраама гневили Б-га, пока не пришел Авраам и не получил награду за всех». Всем людям был дан шанс приблизиться к Б-гу и служить Ему, но на протяжении десяти поколений все занимались противоположным — отдалялись от Него, погрязая в идолопоклонстве. В результате Авраам получил возможность не просто внести свою лепту в общий процесс приближения к Б-гу, а сдвинуть с места весь процесс, поработать за всех — и соответственно получить награду за всех.

Именно таков, согласно большинству комментариев, смысл утверждения, что «нет мазаля у Израиля». Как пишут Тосафот (там, в трактате Шабат), это значит, что мазаль можно изменить великой заслугой. Т.е. не удостоиться блага в награду за праведность, а удостоиться расширения роли в служении Б-гу, продемонстрировав свое рвение и желание сделать ради Него как можно больше.

Да, можно говорить об «отсутствии неотменяемого предначертания для евреев» — изменить судьбу можно. Но и это происходит не часто (как пишут Тосафот в другом месте, в трактате Йевамот). А пока не произошло, предначертание есть: общая роль в жизни, соответствующий ей характер и отведенное на ее выполнение время.

Наконец, согласно многим комментариям (Рашба, Рабейну Бехайе), «нет мазаля у Израиля» означает — у еврейского народа в целом. У каждого человека может быть своя определенная роль и судьба, которую задает его мазаль, но в целом народ занимает особое место в мире и неподвластен его обычным законам. Абарбанель (Дварим 4) пишет, что характер и судьба каждого человека определяется временем его рождения, каждый день и каждый час — под своей звездой. Но роль народа определяется его страной. А страны, как народы, разбиты на семьдесят основных и управляются семьюдесятью ангелами — «звездами» — «мазалот». Тогда как Земля Израиля и еврейский народ, которому она дана, управляются непосредственно Б-гом. (Поэтому есть также мнение, что «у народа Израиля нет мазаля», именно когда он находится в Земле Израиля).

И отличие действительно можно увидеть. Ведь у отдельного еврея судьба может сложиться по-всякому: бывает, что он беден, бывает, что становится жертвой антисемитизма. Никто не обещал, что ни один еврей никогда не пострадает. Но в целом еврейский народ совершенно чудесным образом выжил за все эти тысячелетия вопреки всем законам истории: сколько бы его ни били, ни убивали и ни изгоняли, он не только не исчезает, но и продолжает оказывать «непропорционально большое» влияние на весь мир.

Хороший здесь пример — система государственного управления. Обычный человек может знать о том, что его страной управляет царь. Но он лично с царем никак не соприкасается, и его роль в жизни определена местом его рождения, семьей, происхождением и т.д. И когда ему что-то надо, он должен обратиться к чиновникам. Которые подчинены принятым наверху законам и ничего не могут изменить сами, поэтому бесполезно их убеждать сделать исключение или выпрашивать особые милости. Таковы все народы, которыми управляют ангелы и звезды — «чиновники» Б-га.

Но еврейский народ — «семья царя», «придворные». Он пользуется особым расположением Царя и приближен к Нему. Поэтому Царь лично решает, как распределить роли среди этих людей и как решить ту или иную проблему. Если царевичу что-то надо, он идет не к чиновникам, а в покои отца и выпрашивает непосредственно у него. Это не значит, что ему отец всегда все даст — если отец мудрый и справедливый, то не станет слишком его баловать и будет судить по заслугам. То же касается распределения ролей: при необходимости роль можно изменить, но в целом не следует устраивать «министерскую чехарду» и жонглировать должностями. И у разных придворных и царских родственников тоже судьба может сложиться по-всякому, нельзя сказать, что все блаженствуют. Тем не менее, у царевича явно больше шансов изменить свое положение, т.к. он может быть лично принят и выслушан Самим Царем.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.