Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если квасное — такое дурное и бездуховное, почему мы его употребляем весь год?

Темы: Песах, Еврейский календарь, Маца, Хамец, Исправление качеств, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

После изучения ответов и материалов по теме хамец на вашем сайте остаётся несколько вопросов. Один из них такой: почему же нам можно употреблять хамец весь год? Много написано про дурное начало, пустоту и бездуховность хамеца и про прелести мацы и всего, что она символизирует. Тем не менее, маца нам положена только 7 дней в году… В чем же польза хамеца? Спасибо!

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете хороший вопрос. Действительно, как может один и тот же предмет быть ужасно вредным и строго запрещенным в течение одной недели, а в остальное время — вполне приемлемым?

Еврейский календарь — это не просто последовательность различных праздников, а цикл, в котором каждый из праздников представляет вполне определенный этап. По словам мудрецов, этот цикл соответствует годовому природному циклу, временам года, ибо созданный Б-гом физический мир отражает духовный: «Б-г смотрел в Тору и творил мир».

А годовой цикл жизни природы и человека, как известно, соответствует суточному: весна — время пробуждения от зимней «спячки», лето — трудовой «день», осень — завершение трудового сезона, сбор урожая, подведение итогов, «вечернее» замедление жизненной активности. Годовой цикл соответствует и циклу жизни в целом: весна — рождение и молодость, а осень — замедление активности к концу жизни.

Таким образом, получается, что Песах — это праздник весны и молодости. Пробуждение от зимней «спячки» и начало трудового дня. Рождение и начало жизненного пути. Поэтому именно в эти дни был исход из Египта: еврейский народ «родился» и отправился в путь.

А теперь посмотрим, каким именно образом хамец символизирует дурное начало.

Хамец — это тесто, которое после контакта с водой оставили на определенное время, ничего с ним не делая, и оно стало квасным. То есть хамец — это результат отсутствия быстрого и энергичного действия, неоправданное его откладывание. Слово хамец связано со словом леахмиц — «прозевать», «упустить [возможность]». А дурное начало — это та черта человеческого характера, которая препятствует исполнению заповедей: лень и склонность откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Как известно, после откладывания результат часто бывает уже не тем. Поэтому хамец и символизирует дурное начало: он является результатом подобного промедления и задержки необходимого действия. Тора (Шмот 12:17) повелевает не задерживать выпечку мацы (мацот), чтобы тесто не превратилось в хамец. По словам мудрецов, тот же стих можно трактовать и как повеление не задерживать исполнение заповедей (мицвот): «Если представилась тебе возможность исполнить заповедь, не откладывай ее, а исполни сразу».

Но когда в особенности промедление «смерти подобно» — и в то же время чрезвычайно соблазнительно?

В самом начале трудового цикла. Утром, когда надо встать с постели и выйти из дома на работу. Именно тогда постель кажется раем, а весь окружающий ее мир — сущим адом. Не хочу-у-у!!! Ну, может быть, еще через пять минут! Не торопите, дайте встать медленно, постепенно, до последнего наслаждаясь каждым мигом пребывания каждой части тела в постели!

Так можно проспать все утро, а там будет потерян и весь трудовой день: если начнем его поздно, уже не будет той свежести и того диапазона действия. Поэтому необходимо преодолеть свою лень, совершить рывок и встать вовремя, быстро и решительно.

А также — быстро позавтракать и отправиться на работу, не пытаясь на этом этапе расслабиться в удобном кресле и насладиться домашним уютом. Иначе тоже можно задержаться на весь день и потратить его зря. Утро — время спешки, не обязательно приятной физически, но необходимой и полезной.

Вот чему подобен хамец: мягкой и приятнейшей постели. Домашнему уюту. Месту, где можно расслабиться и насладиться покоем, как следует отдохнуть и набраться сил.

Вреден ли уют и отдых вообще? Нет, на других этапах жизненного цикла он может быть даже полезен. Человек не может постоянно работать, ему нужен и отдых. Ночью необходимо идти спать в ту самую постель. (Тогда почему-то как раз не хочется!) Уже к вечеру, завершив трудовой день, можно и расслабиться в кресле. А многие люди и посреди дня ненадолго идут спать, чтобы обновить силы. Да и на любом этапе дня вполне можно пользоваться разными удобствами, которые делают жизнь более приятной, не мешая выполнению необходимой работы.

Интересно, что главная заповедь осеннего праздника Суккот — «вечернего» завершения цикла — сидеть в сукке. Даже если человек просто сидит в ней семь дней и ничего не делает — расслабляется в кресле, спит в постели — он исполняет заповедь! Это «вечером».

Но утром уют постели и кресла не просто вреден, а «смерти подобен»! Ибо представляет собой не удобство, облегчающее жизнь, и не отдых в середине жизни, а задержку начала самой жизни. Такая задержка и попытка насладиться материальными удобствами перед тем, как отправиться в путь, может уничтожить весь трудовой день, весь жизненный цикл. Задержался ненадолго — и поезд ушел. Еврейский народ, «родившись», в спешке ушел из Египта, а человек прозевал и остался, упустил свой шанс.

Поэтому так строго запрещен в самом начале годового цикла хамец, символизирующий такую задержку. Надо решительно отвергнуть домашний уют, встать и выйти на работу. Как еврейский народ отверг Египет с его материальными удобствами и быстро вышел в путь по пустыне, неуютной, но предвещающей получение Торы и обретение духовного совершенства.

В самой пустыне во время этой работы над духовностью евреи получили от Б-га много воистину чудесных благ: ман, который менял вкус в соответствии с предпочтениями людей, облака Славы, которые и защищали их, и обновляли их одежду и т.п. Но это — уже в пути, в пустыне, «на работе». В поезде есть вагон-ресторан, и при необходимости можно там сесть и что-то съесть. Но, выходя из дома, задерживаться категорически нельзя, а то опоздаешь на поезд и вообще никуда не уедешь. Чтобы изначально успешно выйти в путь, надо решительно отвергнуть все материальные блага Египта и не дать тесту превратиться в хамец, символизирующий эти блага.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.