Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что нужно знать о Пророках, входящих в Танах?

Темы: Танах, Пророки, Рав Натан Агрес, Письменная Тора

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав! Хотелось бы побольше узнать о книгах Пророков, входящих в состав Танаха. Где можно почитать об этом на русском языке? Заранее благодарю, Владимир

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Владимир! Спасибо за Ваш вопрос. Представляю вашему вниманию краткий очерк о книгах Пророков.

Второй раздел ТаНаХа — книги Пророков (Невиим).

В отличии от Пяти Книг Торы, непосредственно продиктованных Всевышним нашему учителю Моше и в целостном виде дарованных Израилю, книги Пророков составлялись постепенно на протяжении поколений из тех посланий, что Всевышний хотел передать народу через своих верных слуг. Третий раздел — Писания (Ктувим) — в отличие от Пророков были написаны под влиянием Руах а-Кодеш, определенного вида постижения, относящегося к нижней ступени пророчества.

Структуризация книг Пророков

Формально раздел Пророков состоит из 8 книг: Йеошуа, Шофтим (Судьи), Шмуэль, Мелахим (Цари)[1], Ишаяу, Ирмияу, Йехезкель и Трей Асар — книга «Двенадцати». Но реально в него входят целых 19 книг, поскольку последняя книга «Трей Асар» включает в себя пророчества 12 разных пророков[2]: Ошеа, Йоэль, Амос, Овадья, Йона, Миха, Нахум, Хавакук, Цфания, Хагай, Зхария и Малахи[3].

Книги Пророков принято разделять на две группы: первые четыре — Невиим Ришоним (Первые Пророки), и четыре оставшиеся — Невиим Ахроним (Последние Пророки)[4].

Книги Первых Пророков, помимо прямых обращений Творца, включают в себя подробную историческую летопись, повествующую о духовном и физическом состоянии народа, о его взлетах и падениях, грехах и раскаянии.

В свою очередь, Последние Пророки почти полностью состоят из самих пророчеств — упреков за грехи, предостережений о небесной каре, и наконец, утешений и обещаний об избавлении, если со своей стороны народ вернется к Творцу и Его Торе.

Краткий обзор

В общей сложности книги Пророков охватывают почти тысячелетний период еврейской истории, начиная с завоевания Земли Израиля и кончая Вавилонским изгнанием и возвращением в Иудею при отстройке Второго Храма.

Первые Пророки

Йеошуа — завоевание Обетованной Земли и ее раздел между коленами Израиля под руководством ученика и преемника Моше, Йеошуа бин Нуна (см. ниже).

Шофтим (Судьи) — эпоха Судей[5], перенявших бразды правления от Йеошуа, длившаяся более 400 лет[6].

Шмуэль — переход правления от Судей к царям[7]. Правление царя Шауля, а затем — царя Давида, подробная хроника его жизни и деятельности.

Млахим (Цари) — расцвет еврейского государства при правлении царя Шломо, сына Давида, строительство Первого Храма (480 лет после исхода из Египта). Разделение царства после смерти Шломо на Иудею (колена Йеуды и Биньямина) и Израиль (10 колен), период существования этих держав (более 400 лет) вплоть до рассеяния 10 колен Ассирией, а спустя примерно сто тридцать лет — разрушения Храма и семидесятилетнего Вавилонского изгнания Иудеи.

Последние Пророки

15 книг Последних Пророков условно можно разделить на 4 группы[8]:

1) Ошеа, Амос, Ишаяу, Миха — пророчествовали в период правления царя Иудеи Узияу и его сыновей (примерно за 200 лет до разрушения Первого Храма). Основная тема их пророчеств — приближающееся наказание царству 10 колен, но пророчества Ишаяу направлены в основном к жителям Иудеи, в них он тоже упрекает и предупреждает о страшном возмездии, а также пророчествует о последующем избавлении и утешает народ.

2) Цфания, Ирмияу, Йехезкель — пророчествовали во времена последних царей Иудеи (Йошияу и его сыновей — примерно 50 лет до разрушения Храма), уже после изгнания 10 колен, все они предсказывали разрушение Храма и Иерусалима и последующее изгнание, вместе с этим они также передали народу пророчества утешения и обещания о будущем избавлении.

Йоэль — пророчествовал о страшном нашествии саранчи на царство Иудеи (в Писании не указано, в какой именно период это произошло), а также о будущем избавлении во времена Машиаха.

3) Хагай, Зхария и Малахи — последние из пророков, действовали во времена персидских царей и передали народу указ Всевышнего отстроить Храм. Малахи пророчествовал и после этого. Три этих пророка входили в состав Мужей Великого Собрания (Аншей Кнесет а-Гдола), состоявшего из 120 мудрецов и управлявшего народом в тот период.

4) Овадья, Йона, Нахум, Хавакук — пророчествовали (каждый в свое время) о других народах. Овадья предсказывал кару Эдому (потомкам Эсава, согласно нашей традиции, именно они стали впоследствии предводителями Рима). Йона и Нахум говорили об Ассирии, а Хавакук предвидел величие вавилонского правителя Невухаднецара, разрушившего Храм и изгнавшего народ в Вавилон, а также конец его династии во времена его внука.

Особенность книги Йеошуа

Среди всех книг Пророков (и Писаний) мудрецы[9] особенно выделяют первую книгу — Йеошуа, называя ее «Эрка шель Эрец Исраэль», что значит — «Надел Земли Израиля»[10]. Имеется в виду, что именно в этой книге описано завоевание Обетованной Земли и земельные уделы каждого из колен Израиля. В каком-то плане книга Йеошуа является «продолжением» и «дополнением» самой Торы, ведь уже со времен праотцов Авраама, Ицхака и Яакова Всевышний пообещал им в удел эту землю, и также перед исходом из Египта Творец снова заверил народ в их праве на наследование этой земли, но, увы… грех золотого тельца и грех разведчиков, совершенные по дороге в Землю Израиля, «приостановили» ход событий, и все поколение выходцев из Египта вместе с самим Моше не удостоилось войти в Святую Землю. Именно поэтому в Торе Моше как бы «недостает» последнего звена, заключительного этапа исхода из Египта и исполнения клятвы Всевышнего праотцам. Все это мы находим в книге Йеошуа, ближайшего ученика и преемника Моше.

Интересно обратить внимание на саму структуру книги Йеошуа.

Ее начало соприкасается с концовкой Пятикнижия[11], описывающей смерть Моше и передачу полномочий Йеошуа. Саму книгу условно можно разделить на 5 частей (подобно тому, как Тора Моше делится на 5 книг):

  1. Вход в Землю Израиля (гл.1—4)
  2. Завоевание Земли (гл. 5—12)
  3. Раздел территории на земельные уделы каждого из колен (гл. 13—19)
  4. Отведение особых городов-убежищ левитам (гл. 20 — 22)
  5. Предсмертная речь Йеошуа и заключение союза верности между народом

и Всевышним, подобно союзу, заключенному Моше под конец его жизни (гл. 23—24).

Пророческий уровень всех пророков качественно отличался от пророческого уровня Моше, достигшего в этом полного совершенства, однако уровень Йеошуа также был выше уровня других и приближался к уровню его великого учителя («Кли Якар» на Йеошуа гл.3).

Йеошуа правил народом в течение 28 лет[12], во все дни его жизни народ соблюдал полную верность Творцу и Торе. Йеошуа вынес множество общественных постановлений, связанных с правами на Землю Израиля[13]. Ему же принадлежит[14] установление второго благословения молитвы Биркат а-Мазон, произносимой после еды, в котором мы благодарим Всевышнего за прекрасную землю, дарованную нам. Кроме этого, и известную молитву Алейну Лешабеах, произносимую в наше время в конце трех ежедневных молитв, относят к Йеошуа. Он установил ее после взятия крепости Йерихо в самом начале захвата Земли Израиля[15].

Общественное чтение книг Пророков — Афтара

Интересно отметить, что на каком-то этапе истории книги Пророков послужили своего рода «заменой» Торе. Издревле по субботам и праздникам[16] принято читать отрывки из книг Пророков сразу же после чтения Торы, эти отрывки называются Афтара[17]. Корни этого обычая восходят к эпохе греческого правления (начало периода Второго Храма), когда в разгар эллинистических гонений правитель Антиох запретил евреям общественное чтение Торы. Тогда мудрецы постановили читать определенные отрывки из книг Пророков, соответствующие недельным главам Торы[18]. Позже запрет на чтение Торы был отменен, но постановление о чтении Пророков осталось[19].

В качестве «замены» были выбраны именно отрывки из Пророков, поскольку все, что есть в Торе, тем или иным образом находит свое отражение в их словах[20]. В свою очередь верно и обратное — все, что написано в Пророках, содержится в сжатой (закодированной) форме в Пятикнижии[21].

Иногда Афтара настолько значима, что сам Шаббат именуется по «имени» Афтары. Так Шаббат перед Йом Кипуром (Днем Искупления) называется «Шаббат Шува» (Субботой Раскаянья), по словам пророка Ошеи (12:2), призывавшего народ вернуться к Всевышнему. Шаббат, предшествующий празднику Песах, называется «Шаббат А-гадоль» (Великой Субботой), по словам пророка Малахи (3:23)[22] о великом и страшном суде, который устроит Всевышний в конце дней. Субботу перед траурным постом 9 Ава называют «Шаббат Хазон» по афтаре из книги Йешаяу (гл. 1), в которой Творец упрекает народ в его грехах, ведущих к изгнанию и большим страданиям. А Шаббат после этого поста называется «Шаббат Нахаму», по словам Ишаяу (гл. 40), посланным Всевышним в утешение Его народу, после того как тот вернулся к Нему.

Особая роль Пророков

Сами пророки, помимо своей пророческой миссии — наставлять народ и вести его путем Творца — исполняли также центральную роль в эстафете передачи Устной Торы из поколения в поколение. В начале трактата Авот сказано: Моше получил Тору на Синае и предал ее Йеошуа, Йеошуа — Старейшинам (Судьям), Старейшины — Пророкам, а Пророки — Мужам Великого Собрания. Именно пророки, наряду с другими мудрецами, являлись основными звеньями в цепочке передачи Устного Учения, без которого и Письменная Тора (Хумаш) потеряла бы всякий смысл.

Большое влияние оказывали пророки и на жизнь каждого отдельного человека. Ведь хотя общая задача всех людей — исполнение воли Творца, а для еврейского народа — изучение Торы и исполнение заповедей, все это только «программа-минимум»! У каждого человека есть своя неповторимая миссия, соответствующая корню его души и присущая только ему одному. В былые времена каждый желающий мог прийти к пророку и спросить у него, в чем именно заключается его индивидуальная задача. Но с тех пор как исчезло пророчество, распознать свои наклонности человек может только полагаясь на собственную интуицию и зов души и, конечно же, советуясь при этом с мудрецами поколения.

Особая роль книг Пророков

Талмуд (трактат Мегила 14б) сообщает, что в общей сложности в состав ТаНаХа вошли пророчества всего лишь 48 пророков и 7 пророчиц, и это притом что на протяжении поколений пророков в народе было великое множество (более миллиона!). Суть дела в том, что в ТаНаХе были увековечены только те пророчества, актуальность которых не блекнет с течением времени, и все последующие поколения смогут почерпнуть из них важный урок.

Что именно мы можем выучить из книг Пророков?

Анализируя ошибки прошлых поколений, мы призваны уберечься от них и не спотыкаться на том же месте. А знание о том, что даже после грехопадения Всевышний внял их мольбе и раскаянию, должно придать нам силы приподняться самим и открыть новый лист после собственных проколов и ошибок[23].

Важно подчеркнуть, что не только сами пророчества (непосредственные обращения Всевышнего к народу и его предводителям), но и исторические данные, приведенные в книгах Пророков, были записаны под воздействием пророчества. Цель ТаНаХа — не просто запечатлеть ход событий, но в первую очередь передать будущим поколениям духовную картину реальности. Большинство воздействий Всевышнего облачено в естественный ход событий, воспринимаемый на невооруженный взгляд как вереница случайностей. Поэтому крайне важно приподнять завесу сокрытия и представить обывателю истинную картину вещей — грех влечет за собой наказание, даже если оно приходит в облике болезни, войны или других невзгод, легко объяснимых естественными причинами. Руководствуясь сведениями, приведенными в ТаНаХе, мы можем также приблизиться к пониманию принципов высшего управления, лучше понять, каким образом действует Мера Воздаяния, и предотвратить многие проблемы.

Кроме этого, в стихах ТаНаХа заключены многие практические законы (алаха). И хотя нет возможности ни у какого пророка добавить или изменить даже одну букву в Торе[24] (Своде Законов), полученной Моше на горе Синай, тем не менее, многие законы Устной Торы[25], передаваемые (в первую очередь самими пророками) устно, нашли свое отражение в этих книгах, и именно оттуда они черпаются Талмудом[26].

И наконец, важнейшую роль в судьбе народа сыграли книги пророков в период изгнания. Пророчества о конечном избавлении и приходе Машиаха служили живительной влагой для утомленных душ. В них народ находил утешение и душевные силы продолжать свой нелегкий, полный преград и испытаний, исторический путь.

Обещания пророков о возвращении евреев в свою страну издавна высмеивались христианами, наблюдавшими печальную картину рассеянья, и все же сегодня мы свидетели исполнения этих пророчеств[27]. Земля Израиля, пустынная и заброшенная на протяжении сотен лет, расцвела, принимая свой народ, точно так, как пророчествовал Йехезкель (37:8). А уже сбывшиеся пророчества только усиливают нашу веру в исполнение всех остальных и скорого избавления нашего народа.

Завершим этот очерк цитатой из благословения после чтения Афтары: «Верный Ты, Г-сподь, Б-г наш, и надежны слова Твои (переданные нам через пророков). И ни одно слово из сказанного Тобой не останется неисполненным, — бо Ты, Всесильный Б-г, — Владыка Верный (своим словам) и Милосердный. Благословен Ты, Г-сподь, — Б-г Верный всем словам своим»!

С уважением, Натан Агрес

Читайте также

Почему Танах «злословит» о праведниках


[1] Из рукописных свитков ТаНаХа, слов Талмуда (трактат Бава Батра 14б), и трудов Баалей а-Месора однозначно следует, что книги Шмуэль и Мелахим являются цельными книгами, без какого-либо разделения на части. Однако в печатных изданиях ТаНаХа (начиная с ранних изданий, таких как Венецианское (1518 г.) и др.) эти книги были разделены каждая на две части. В предисловии к книге Шмуэль издательства «Амаор» приводится, что источником этого разделения, по-видимому, является Септуагинта — перевод ТаНаХа на греческий язык, исполненный семьюдесятью еврейскими мудрецами по приказу греческого наместника Птолемея (см. также в разделе Ктувим о разделении книг Эзры, Нехемии и Диврей а-Ямим).

Общее замечание: разделения на главы и нумерация стихов во всех книгах Танаха была проделана христианами и позже заимствована у них, по-видимому, для удобства полемики и опровержения их искаженных и антиеврейских толкований.

[2] Мудрецы собрали эти пророчества в одну книгу ради их сохранности, опасаясь, что, будучи записаны каждое по отдельности, по своей малости они могут быть с легкостью затеряны (см. Раши на Бава Батра 15а и др.). Дополнительная причина их объединения — подобие по содержанию: все они говорят о будущих событиях, заранее сообщенных Всевышним своему народу (Ибн Эзра на Цфания 3:20).

И еще, общее число книг ТаНаХа — 24 (5 книг Торы, 8 — Пророков, 11 — Писаний), это число не случайно и имеет глубокий смысл, поэтому ради сохранения именно этого числа была необходимость собрать небольшие пророчества в одну книгу (см. Маарша на Бава Батра там).

[3] В данной последовательности эти книги записаны в свитках ТаНаХа, однако она не соответствует хронологическому порядку, а отражает смысловую связь между разными пророчествами (см. комментарии на Бава Батра 15а).

[4] В Талмуде (трактат Сота 44б) находим, что пророческий уровень последних пророков был ниже уровня первых, однако там имеются в виду только Хагай, Зехария и Малахи, жившие в эпоху Вавилонского изгнания и Второго Храма, и это не относится ко всем четырем книгам, которые принято называть Последними Пророками.

[5] О различиях между статусом Судьи (Шофет) и Царя (Мелех) см. Абарбанель, предисловие к книге Шофтим.

[6] В общей сложности упоминаются 15 судей — 13 в книге Шофтим и 2 в книге Шмуэля, однако согласно Устной Традиции, судей было еще больше (см. трактат Сукка 27б, с комментариями Раши и «Меромей Саде»).

[7] Интересно упомянуть слова книги «Имрей Кадош» (гл. 118) одного из хасидских лидеров. Он пишет, что так же, как перед зарождением царства в Израиле сказано: «В те дни нет царя в Израиле, (поэтому) каждый делает то, что прямо (верно) в его глазах» (Шофтим 17:6), так и перед раскрытием царя Машиаха, которого мы постоянно ожидаем, будет царить полная анархия, отсутствие твердой направляющей руки как в материальных, так и в духовных вопросах, и только с приходом Машиаха все станет на свои места.

[8] По книге р. Хаима Хануна «Хазон а-Невиим».

[9] См. трактат Недарим 22б.

[10] «Сефер Аарух» и др.

[11] См. Раши и Радак в начале книги.

[12] «Седер Олам» гл.12.

[13] См. трактаты Эйрувин 22б, Бава Кама 81б.

[14] См. трактат Брахот 48б.

[15] Рай Ай Гаон в «Шаарей Тшува» 43, «Кольбо» 16.

[16] А также в дни общественных постов.

[17] Что значит «прощание» или «окончание», поскольку отрывок из Пророков — это заключительный этап в обряде чтения Торы (Абудраам, Утренняя Субботняя Молитва, см. там и др. объяснения).

[18] Сборник Афтарот можно найти в современных изданиях Пятикнижия (Афтара в них следует за недельной главой). Надо заметить, что существуют некоторые различия между ашкеназской и сефардской традицией, какие именно отрывки следует читать в ту или иную субботу, все они отмечены в печатных изданиях Пятикнижия.

[19] Абудраам (там же), Тосфот Йом Тов (на Мегила 4:3).

[20] Левуш на Орах Хаим 284:1.

[21] См. трактат Таанит 9а.

[22] См. «Матэ Моше» от имени Мааршаля (однако есть и другие объяснения названию «А-гадоль»).

[23] См. Раши на трактат Мегила 14а.

[24] См. трактат Мегила 14а с комментариями р. Хананеля и Ритбо.

[25] Изначально полученные Моше в устной форме.

[26] Раши на Мегила там, Рамбан в «Книге заповедей», Основа Вторая.

[27] См. Йешаяу (гл. 54), Ирмияу (33:10), Амос (9:14), и др.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.