Темы: Суббота, Мукце, Рав Яков Шуб, Электроприборы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, в эту Субботу обещали жаркую погоду, и мы поставили вентилятор на шаон шабат (субботний таймер), чтобы он включился на утреннюю трапезу. Однако погода изменилась и было довольно прохладно. Вентилятор работал на протяжении всей трапезы, и мы очень мерзли, поэтому всем пришлось надеть теплые свитера. Скажите, можно ли было в таком случае передвинуть вентилятор или повернуть его, чтобы он дул в другую сторону?
Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде, чем перейти непосредственно к ответу на Ваш вопрос, давайте вкратце вспомним основные законы мукце в субботу.
Как известно, существуют несколько видов мукце (вещей, которые запрещено передвигать в субботу):
1. Мукце мэхамат хисрон кис — ценные предметы, к которым человек бережно относится. Обычно их кладут в определенное место и достают только для использования. Например, нож для шхиты (кошерного убоя скота), дорогая скрипка и т.п.
Этот вид мукце запрещено переносить в субботу в любых ситуациях.
2. Мукце мэхамат гуфо — предметы, которые не были изготовлены человеком и не находятся в его повседневном употреблении. Например, камни, песок опавшие ветки и т.п.
Этот вид мукце запрещено переносить в субботу в любых ситуациях.
3. Кли ше-мэлахто лэ-исур — предметы, предназначенные для выполнения запрещенных работ. Например, молоток, иголка, отвертка.
Этот вид мукце, в отличие от предыдущих, разрешено переносить в двух случаях:
а) лэ-цорэх гуфо — т.е., если есть необходимость использовать данный предмет в разрешенных целях. Например, разрешено переносить молоток, чтобы колоть им орехи. Разрешено переносить иголку, чтобы достать занозу.
б) лэ-цорэх мэкомо — т.е., если необходимо использовать место, где они находятся. Например, если забыли молоток на субботнем столе и пришло время накрывать на стол, разрешено убрать молоток, поскольку он мешает.
Однако этот вид мукце запрещено переносить мэ-хамо лэ-цель (с солнца в тень). Т.е., если такой предмет оставили на солнце и он может испортиться от этого, запрещено убирать его в тень.
Получается, общее правило такое: кли ше-мэлахто лэ-исур разрешено переносить, когда надо использовать его в разрешенных целях или надо использовать место, где он находится. В остальных случаях его переносить запрещено.
Теперь давайте рассмотрим Ваш вопрос. Является ли вентилятор мукце в субботу? С одной стороны, работа, которую совершает вентилятор — перемещение воздуха — не является запрещенной в субботу. С другой стороны, он может быть приведен в действие только с помощью запрещенной работы — включения электричества.
Поскольку приведение в действие вентилятора возможно только с помощью электричества, его отнесли к категории кли ше-мэлахто лэ-исур (респонс Игрот Моше 3:49, 50; Шмират Шабат кэ-Илхата 13:35).
Как мы помним, кли ше-мэлахто лэ-исур разрешено переносить, когда необходимо использовать его в разрешенных целях или использовать его место.
Поэтому, если вентилятор был включен до субботы на субботний таймер и необходимо, чтобы он охлаждал воздух в определенном месте, разрешено перенести его туда, поскольку это считается переносом лэ-цорэх гуфо — т.е. использованием в разрешенных целях.
Точно так же, если вентилятор перемещает воздух в какое-то определенное место и это мешает, разрешено повернуть его в другую сторону или перенести в другое место, поскольку это считается переносом лэ-цорэх мэкомо — т.е. он мешает использовать ту часть комнаты, которую охлаждает (Орхот Шабат 19:5).
Понятно, что при переносе вентилятора нужно быть осторожным, чтобы он не выключился из сети.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Бенцион Зильбер
Использование любой бритвы, кроме перечисленных, запрещено Торой?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Мендель Агранович,
из цикла «Законы Шаббата»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Бенцион Зильбер
Каково было бы мнение рава Мойше Файнштейна сегодня?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Моше Гекрайтер,
из цикла «Законы Шаббата»
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Бенцион Зильбер
А если там есть гриль?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.