Темы: Трапеза, Предназначение, День рождения, Бар мицва, Заповеди, Рав Мендель Агранович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины! Мы готовимся к радостному событию: нашему сыну скоро 13 лет, бар-мицва. Мы хотели отметить это обычно, как детский день рождения — чай с пирогом или пицца в кругу семьи. Но наш раввин говорит, что этого мало, нужно устроить трапезу, приглашать гостей и т.д.
Не могли бы Вы пояснить, каковы источники такого отношения и насколько это обязательно?
Заранее спасибо, Я.М.
Уважаемый Я.М.,
Во-первых, мазаль тов! Ваш сын становится бар-мицва, желаем ему стать истинным рабом Всевышнего, служащим Ему в любви и трепете! Вам же желаем видеть его в этом состоянии и много родительской радости от него!
Теперь непосредственно о Вашем вопросе. Итак, источники:
- Обрезание — трапеза (радость) является частью выполнения заповеди, как сказано у царя Давида — «Радуюсь я словам Твоим…» (Тэилим 119, 162).
- Выкуп первенца — как любая благодарность Творцу (и, хотя принято считать, что участие в этой трапезе приравнивается к 84 постам, согласно Мааршалю, нет четкого указания, что сама трапеза является заповеданной).
- Новоселье — только если произносятся слова Торы, как благодарность Творцу.
- Пурим — трапеза является заповеданной по букве закона.
- Бар-Мицва — согласно Мааршалю, самая значимая трапеза, посвященная выполнению заповеди, так как радость связана с возможностью выполнять заповеди в принципе. То есть — радость всему множеству заповедей, а не какой-либо одной из них.
Мааршаль советует также сразу с наступлением тринадцатилетия устроить трапезу, научить ребенка приглашать присутствующих к совместному благословению после трапезы с хлебом (Зимун перед Биркат а-Мазон), молиться в качестве посланника общины, а если ребенок выступает и произносит речь на актуальную тему (тфилин, бар-мицва, заповеди до 13 лет и после и т.д.) — вообще идеально.
Это и есть обычай, принятый в настоящее время.
Кстати, сам Мааршаль, книга которого была первый раз издана 400 лет назад, свидетельствует о существовании такого обычая. То есть это традиция очень давняя, ей, по крайней мере, лет 500, ведь Мааршаль не стал бы писать о каком-то обычае, не принятом в народе Израиля…
Поэтому просто пирогом или пиццей здесь не обойтись…
Готовя этот ответ, Ваш покорный слуга нашел также в Книге Зоар сообщение о том, что раби Шимон бар-Йохай устроил трапезу в день рождения своего сына раби Элазара (речь шла именно о тринадцатилетии), так как сын «в этот день получает дополнение святой души» (у нас сейчас принято это называть доброе начало). И Рашби был на этой трапезе очень радостен…
Отмечают также, что в этот день еврей становится из добровольца — военнообязанным, солдатом Всевышнего, то есть начинает выполнять Его приказы — мицвот по обязанности. Это можно сравнить с днем получения Торы еврейским народом на горе Синай. Ведь и до этого праотцы соблюдали Тору, но не были обязаны этого делать. А после 6 сивана 2448 года любой еврей обязан соблюдать Тору. И этот день является одним из трех основных праздников в нашем календаре.
Справедливо задать вопрос: в чем же здесь радость?
Мне кажется интересным следующий вариант ответа:
Человек обязан соблюдать заповеди не только «ради собственных интересов». В большей степени мир нуждается в том, чтобы люди выполняли заповеди. То есть, проще говоря, чем больше добра мы делаем в мире, выполняя заповеди (повеления и запреты, понятные или недоступные нашему пониманию), тем больше добра сходит в этот мир.
И эту способность влиять на все в мире мы получаем в день бар-мицвы. Более того, есть такая хорошая шутка: «Что такое день рождения? Этот тот день, когда Б-г решил, что без тебя мир больше не может обходиться…» Очень еврейская мысль. То есть: каждый человек имеет предназначение в этом мире, пришел сюда, дабы что-то исправить… И каковы инструменты этого исправления? — Тора и заповеди!
А когда он начинает что-то реально делать, а не просто готовиться и тренироваться? — В день бар-мицвы…
Потому желаем Вам много радости от сына, и устройте достойную этого события трапезу и торжество — разумеется, в рамках бюджета, который Вам послал Всевышний.
С уважением, Мендель Агранович
Читайте также: тематический обзор Абае
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Дов Мушинский
Сколько лет было Леви, когда они с Шимоном ворвались в Шхем?
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Бенцион Зильбер
По-нормальному или по-еврейски?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Бенцион Зильбер
Что сказал седьмой Любавичский ребе о том, как следует отмечать день рождения?
Рав Мендель Агранович
Рав Ашер Кушнир
Прекрасная возможность приблизить ещё не до конца созревших родственников?
Рав Мендель Агранович
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.