Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вопросы и ответы по недельной главе

Вопрос.

В этой главе мы читаем детальное описание построения Мишкана (переносного Храма). Какова его общая структура и цель?

Ответ.

Мы должны сначала понять, что структура Мишкана включает глубокие тайны и намеки. Покрытие этой темы даже частично потребовало бы многих книг. В одном Зоаре, описание некоторых из тайн Мишкана и одежды коэнов занимает почти сто страниц. Сам факт, что Тора использует на это описание четыре главы[1], может дать нам понимание, что описанные детали являются очень важными. В нашем комментарии мы скажем лишь несколько слов[2].

Одна из главных целей Мишкана состояла в том, чтобы приносить корбанот (приношения). Мы обсудим цель корбанот в главе Вайикра, но пока мы должны понять, что это слово «корбан» подразумевает «близость[3]». Миниатюрный Храм, который наша нация строила в пустыне, был разработан, чтобы принести Божественное Присутствие в этот мир и, в конечном счете, приблизить нас к Всевышнему. Он был сделан из материалов, пожертвованных всей нацией, и, по сути, объединял евреев[4].

Мишкан был миниатюрным проектированием всего мира так же, как каждый человек — маленький мир. Внимательное исследование деталей Мишкана может показать, что действительно они соответствовали человеческим органам и десяти Сфирам[5]. В общем, наше тело делится на три части: верхняя часть (голова), средняя часть (до диафрагмы) и нижняя часть. Голова — самая чувствительная часть нашего тела. Правое полушарие и левое полушарие — два типа мозга в нашей голове, соответствующей мудрости и пониманию[6]. Средняя часть содержит сердце и дыхательные органы. Сердце — главный орган нашего тела и соответствует Тиферет — главной Сфире из семи нижних. Две трубки проходят через шею: трубка для дыхания (трахея) и трубка для пищи (пищевод). Трубка для дыхания — справа и приносит воздух в легкие, таким образом, соответствующие Хесед. Трубка пищи — слева и соответствует Гевуре.

Более низкая часть тела содержит пищеварительную систему и систему для избавления от неиспользованных веществ. Центральный орган там — печень. Таким образом, три центральных органа наших тел на этих трех уровнях: мозг (моах), сердце (лев) и печень (кавед[7]). Общее правило: более высокие части наших тел — более духовны, и более низкие части являются более физическими.

Также и Мишкан имел три уровня святости[8]: Святая Святых, куда Первосвященник заходил один раз в год в Йом Кипур; Хейхал (дворец), куда только заходили только коэны и внешняя часть, где сжигали корбанот. Святая Святых соответствовала мозгу. Там также было три главных части: Арон (ковчег), Капорет (его покрытие) и Керувим (ангелы). В Хейхале был маленький алтарь, на котором сжигали только ароматные растения. Тора запрещает сжигать там что-либо другое. Это соответствовало дыхательным органам тела. Хейхал также имел золотой Семисвечник справа и стол с двенадцатью хлебами слева. Наконец, внешняя часть имела большой алтарь, на котором прыскали кровь, и сжигали жиры. Это соответствовало пищеварительной системе. Там был также специальный умывальник (Кийор) и его основа (Кано), где коэны мыли руки.

Таким образом каждая из этих трех частей Мишкана содержала три главных объекта. ГРА объясняет[9], что девять объектов соответствуют девяти Сфирам, в то время как весь Мишкан соответствует последней Сфире — Малхут. Таким образом, мы имеем следующее соответствие:

Керувим (золотые ангелы)

Кетер

Корона

Скальп

Покрытие ковчега

Хохма

Мудрость

Правый мозг

Ковчег

Бина

Понимание

Левый мозг

Семисвечник

Хесед

Доброта

Трахея

Стол

Гевура

Сила

Пищевод

Маленький Алтарь

Тиферет

Гармония

Сердце

Умывальник

Нецах

Вечность

Правая почка

Основа умывальника

Ход

Великолепие

Левая почка

Большой Алтарь

Йесод

Основа

Печень

Весь Мишкан

Малхут

Царство

Все тело

Детальное обсуждение предметов Мишкана — вне возможностей нашего комментария. Однако, те, кто разбирается в Кабале, сможет понять многое из этой таблицы. Когда мы заслужим увидеть праведного Машиаха, и служба в Храме будет восстановлена, мы будем снова получать Б-жественный Поток, прибывающий от Всевышнего, и Его Благословение будет на всем!

 

 


[1] Трума, Тецаве, Ваякхель и Пекуде. ГРА в Адерет Элияу (36: 8) пишет, что построение Мишкана описано семь раз в этих главах в соответствии с семи нижними Сфирами, чтобы принести Б-жественное Присутствие от седьмого духовного уровня вниз к земле. Еще три раза упомянуты пожертвования для материалов Мишкана, в соответствии с тремя высшими Сфирами, влияние которых проникает сквозь семь низких.

[2] Храм должен был быть построен точно, иначе он не смог бы выполнять свою функцию. Это может сравнить с радио или с мобильным телефоном, в конструкции которых важен каждый проводок. Также, если один из органов в нашем теле не работает должным образом, это может привести к смерти. Таким же образом недостающие детали в строительстве Храма сделали бы его непригодным.

[3] В противоположность обычного перевода слова «жертва», который подразумевает противоположное: отдача чего-то.

[4] Этому также намекает стих (26: 6): «И Мишкан станет единым». См. Ибн Эзра и ГРА к этому стиху.

[5] См. наши слова к главе Берешит.

[6] Есть также третий тип мозга, проходящий от затылка вниз по спинному хребту. Это соответствует Даат — промежуточной Сфире, которая соединяет более высокие три с семью нижними.

[7] Первые три буквы этих слов — «Мелех» — Король. См. Бен Иш Хай (Второй год изучения, Ахаре Мот, 11), что предпочтительно не есть эти три органа животных, чтобы не смешивать центральные животные органы и их духовную энергию, с человеческими.

[8] Отметьте, что ковчег Ноаха также имел три этажа: один для людей, один для животных, и один для отходов (Талмуд, Синедрион 108b).

[9] См. Яhель Ор к Зоар Хадаш, Шир Аширим, начиная со слов «Синай hу Пе»; ГРА к пятой главе Сифра Децниута начиная со слов «Еhи Ракия»; Адерет Элияу 25: 8 и Беер Йицхак к этому месту.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.