Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кроме обрезания мальчику делают еще «шалом захор» и «вах нахт»?

Темы: Брит мила, Рав Яков Шуб, Шалом, Обычай

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, мы с мужем совсем недавно стали соблюдать, сейчас Бог наградил нас мальчиком. Мы знаем, что нужно делать брит мила (обрезание), но слышали, что кроме этого есть еще разные обычаи, которые принято соблюдать при рождении сына. Хотелось бы знать, к чему быть готовыми. Яэль

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Яэль,

Большое спасибо, что поделились своей радостью. Разрешить пожелать вам с мужем традиционное: «Да удостоитесь вы вырастить сына для Торы, хупы и добрых дел. А также вовремя ввести его в союз, который наш праотец Авраам заключил со Всевышним!»

Кроме важной заповеди брит мила существует еще несколько обычаев, которые принято соблюдать, когда рождается мальчик.

Первая суббота после рождения мальчика (шалом захор)

В первую субботу после рождения мальчика после вечерней трапезы принято приглашать гостей на специальное угощение. Гости желают счастливому отцу удостоиться воспитать сына так, чтобы тот шел путями Торы, а также желают, чтобы обрезание состоялось вовремя. Этот обычай носит название Шалом захор (приветствие мальчику).

Обычай имеет несколько объяснений:

— Хотя роды — естественное явление и подавляющее большинство их заканчивается благополучно, считается, что в это время существует определенная опасность для матери и ребенка. Поэтому принято благодарить Всевышнего за то, что роды прошли благополучно.

— Как известно, суббота влияет на последующую неделю. Более того, один из комментаторов Торы, Ор а-Хаим а-Кадош говорит, что мир был создан только на шесть дней, а когда приходит суббота, мир снова «заряжается», чтобы просуществовать следующий шесть дней. Поэтому суббота перед каким-то важным событием также имеет особое значение. Например, суббота перед Йом-Кипуром имеет специальное название — Шабат Шуву, суббота перед Песахом — Шабат а-Гадоль. И субботу перед обрезанием также отмечают по-особому, поскольку она повлияет на обрезание, которое состоится на неделе предстоящей неделе.

— Прежде, чем ребенок вступит в союз со Всевышним, он должен ощутить святость субботы.

— Талмуд (трактат Нида) говорит, что ребенок в утробе матери изучает всю Тору, а когда появляется на свет, ангел щелкает его по губам и он забывает все, что выучил. Поэтому Шалом захор — это своего рода утешение ребенка, скорбящего по Торе, которую он забыл. И хотя обычно скорбящих не утешают в субботу, этот случай — особый: ведь, с другой стороны, теперь у ребенка появилась возможность заново начать изучение Торы.

Именно поэтому кроме обычного угощения — пирожных, пирогов и напитков — принято угощать гостей вареным хумусом — блюдом скорбящих. Кроме того, принято угощать орехами, поскольку, согласно мидрашу, слова «ореховый сад» (Песнь Песней 6:11) связаны с заповедью обрезания.

Ночь перед обрезанием (вах нахт)

Поскольку заповедь обрезания чрезвычайно важна и значима, силы нечистоты пытаются помешать ее исполнению. Поэтому в ночь перед обрезанием ребенку требуется дополнительная «охрана». Намек на это можно найти в Торе (Берешит 17:9): «Ты же храни (соблюдай) Мой союз».

В эту ночь принято приглашать детей, чтобы они произнесли стихи, которые будут оберегать новорожденного. Обычно произносят:

— первую часть Чтения «Шма»;

А-Малах а-Гоэль: «[Всевышний, Который послал Своего] ангела, спасшего меня от всех бед, да благословит этих юношей и да отметит их моим именем и именами отцов моих, Авраама и Ицхака, и пусть дадут они бесчисленное потомство на земле — подобно рыбам [в море]» (слова, которыми Яаков благословил Эфраима и Менаше — Бэрейшит 48, 16; их произносят в молитве перед сном);

— слова благословения коэнов: «Благословит тебя Господь и охранит тебя. И будет благосклонен к тебе Господь и помилует тебя. Будет благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир» (Бемидбар 6, 24—26, эти слова также произносят в молитве перед сном).

После этого очень важно поблагодарить детей, угостив их конфетами или другими сладостями.

Кроме того, принято, чтобы в этот вечер отец ребенка изучал Тору. Это — лучшее средство оберечь ребенка, «укрыть» его особой святостью. Некоторые изучают Тору до полуночи.

Желаю Вам с мужем видеть много радости от сына!

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Смысл заповеди обрезания

Рав Элияу Левин

Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»

Шалом


Фамилия Шалом произошла от ивритского слова Шалом, которое означает мир. Также есть мужское имя Шалом. Скорее

Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?

Рав Яков Шуб

Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.