Темы: Тора и наука, Душа, Медицина, Кровь, Забота о здоровье, Рав Мендель Агранович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины!
Мой вопрос о последствиях переливания крови. Моей маме по медицинским показаниям несколько лет назад доливали некоторые фракции крови из консервов. 2 раза все проходило нормально, а после третьего я заметила, что её поведение стало необычным. Ушло то глубокое сопереживание близким, которое было так для нее характерно, навсегда ушли слезы, потом ушла мудрость, потом скромность… Наступила деменция. Конечно, я молюсь о маме, о её выздоровлении, это же делает и община. Но мне почему-то думается, что это не обычное старческое заболевание, при котором врачи обычно разводят руками и могут только облегчить симптомы. Я уверена, что с маминой душой что-то произошло именно в момент переливания чужой крови, вот только можно ли исправить это вмешательство? Н.
Уважаемая Н.!
Ваш покорный слуга, мягко говоря, отнюдь не уверен в том, о чем Вы пишете «я уверена». Ведь если это сделали по объективным медицинским показаниям, то это правильно также и по Торе.
Вы можете спросить: ведь в крови — душа, так написано в Торе?
Но там употреблено слово нэфеш — это не душа в нашем понимании, а больше «животная душа» — субстанция, ответственная за непосредственное функционирование организма, она есть и у животных, и у человека.
В принципе, наши мудрецы в Мидраш Рабба (Берешит 14:11), книге Зоар, а также рав Мойше-Хаим Луццатто в книге «Путь Творца» (3, 1) дают подробное определение всем частям души. И в книге Нэфеш а-Хаим великого рава Хаима Воложинера мы видим это деление:
Итак, есть пять уровней души:
1. Нэфеш — витальная душа, связанная с кровью по определению рава М.-Х. Луццатто, то есть кровь как бы «переносит» жизненную силу по организму.
2. Руах — дословно «дух», то есть эмоциональная часть души, заставляющая нас двигаться в том или ином направлении; ветер=руах на святом языке.
3. Нэшама — душа разума, вмещающая мудрость, знание, понимание, то есть уровни осмысления и проникновения божественного знания в наш рассудок и сердце.
4. Хая — дословно «живая», часть души, живущая вечно, не умирающая с человеком. (Это объяснение основано на словах Мидраша Рабба, но оттуда следует больше: что это не пять уровней, а пять названий души, так как и другие уровни не умирают, не только хая. Но, если мы считаем, что это синонимы, тогда бессмертие — лишь одно из свойств души и относится ко всем её частям).
5. Йехида — дословно «единственная». Та часть души, которая никогда не теряет связь с Творцом. О ней Гмара в трактате Брохот говорит: ее не затрагивает грех, она всегда с источником.
Два последних уровня души практически не имеют материальных проявлений в обычной жизни, только иногда, в особых, критических ситуациях.
Про душу трактат Брохот говорит, что она нематериальна, так же, как Всевышний, и наполняет всего человека, как Всевышний наполняет весь мир.
Но при этом мы видим, что многие мудрецы Талмуда разрешали пускать кровь по медицинским показаниям: нэфеш в крови, но это не приводит к её потере в духовном плане.
Существуют разные мнения, когда и как проявляются разные уровни души. По некоторым мнениям, все эти уровни присутствуют у всех людей, а согласно другим мнениям, часть из этих уровней нужно заслужить. Но, так или иначе, душа не только в крови, она намного шире, да.
Сопереживание, мудрость, скромность — качества части души, называемой нэшама, на них не могло подействовать переливание крови.
Но, повторюсь, это не основной аргумент. Так как по закону Торы, если существует опасность для жизни и здоровья, можно применять все методы и процедуры, кроме убийства, разврата и идолопоклонства, чтобы спасти человека.
ВСЕ утверждения, которые тиражируются псевдорелигиозными полусектами, о запрете переливания крови, есть результат незнания Торы, преступной «фундаментальности», не имеющей ничего общего с Торой жизни, которую дал нам Творец Вселенной, да будет Он благословлен! Это не относится к Вам лично, просто осмелюсь предположить, что эту идею Вы почерпнули оттуда.
Но, с другой стороны, Вам следует продолжать молиться за здоровье мамы, делать добро во имя этого, а для Всевышнего нет ничего невозможного!
С уважением и пожеланиями скорейшего полного выздоровления Вашей маме, Мендель Агранович
Рав Берл Набутовский
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Яков Шуб
А зачем вообще нужны врачи? Ведь и болезнь, и исцеление приходит от Б-га
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Доктор
Принёс раби Акива пшеничные колосья и свежий хлеб: Скажи, разве хлеб не лучше сырых зёрен? А ведь Б-г сделал только зерно, хлеб же испёк из него человек!"
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Тора запретила употреблять кровь в пищу. Как не нарушить этот запрет?
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Бенцион Зильбер
На какие действия распространяется этот запрет?
Рав Замир Коэн
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина