Темы: Конец времен, Машиах, Пророчество, Гог и Магог, Рав Мендель Агранович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСлышал, что война Гога и Магога может не состояться, правда ли это? Лейб Вороновский, Днепропетровск
Уважаемый Лейб!
Если честно, то это очень странно, так как у пророка Зхарьи (глава 14) и пророка Йехезкеля (глава 38) есть прямое упоминание об этой войне. И один из принципов веры: все слова пророков — истина. Так сформулировал Рамбам в своей книге Мишнэ Тора (Ильхот Санхедрин, глава 10, а также Ильхот Тшува и Ильхот Йесодэй Тора). Краткий поэтический перевод этих принципов (не самого Рамбама) приводится в Сидуре, после утренней молитвы. Но он же писал: неясно, как в точности будет выглядеть приход Машиаха, так как есть разные стихи и разные их толкования, а у нас нет инструментов, позволяющих их оценить и принять галахическое решение. Поэтому все варианты возможны.
Обратимся к трудам и преданию хасидских праведников последних веков. От имени раби Элимелеха из Лиженска передают, что он «исправил» все духовные опасности и смягчил («подсластил») все «приговоры», связанные с войной Гога и Магога. Мы никак не можем судить, о чем здесь идет речь, но высказывание такое есть, а раби Элимелех не хуже нашего знал, что все слова пророков — истина. Еще несколько хасидских цадиков, а также великий раби Хаим Альберштам из Цанца, всеми признанный и как алахический авторитет, также говорили: благодаря тем, кто погиб, освящая Имя Творца, а также из-за тяжести изгнания чаша страданий и горечи переполнилась до такой степени, что нет необходимости в войне Гога и Магога для исправления мира и приходу Машиаха не будут предшествовать страдания. Передают также: хотя в Талмуде Сукка 42а сказано, что Машиах сын Йосефа погибнет (таково одно из мнений), этого не произойдет, так как это исправил знаменитый раби Шимшон из Острополя, погибший от рук казаков Богдана Хмельницкого, да сотрется его имя! (Сам раби Шимшон был из рода Давида, но как это «сработало» для Машиаха бен-Йосеф, мы опять же не понимаем… Кстати, рав Элияшив был потомком раби Шимшона…)
Раби Леви-Ицхак из Бердичева объясняет это, основываясь на словах Рамбама, что бедствия, о которых предупреждают пророки, могут быть отменены в результате раскаяния народа — тшувы. Его основная идея такова: если все понимают, что бедствие, о котором говорил пророк, было отменено благодаря раскаянию, и не отрицают истинность пророчества, сценарий в реальности может меняться.
Подчеркнем еще раз, что Рамбам полагал: точный сценарий прихода Машиаха невозможно знать заранее… Но обратите внимание: мы молимся о возвращении Всевышнего в Сион бэ-рахамим — «с милосердием». Значит, такой вариант существует, милосердие возможно…
Некоторым людям эти идеи позволят молиться о приходе Машиаха искренне, а также понимать, что многое зависит от нашей тшувы, в том числе — как придет Машиах…
С пожеланием увидеть раскрытие Всевышнего в Сионе бэ-рахамим, Мендель Агранович
Рав Овадья Климовский
Я запуталась в истории Гога и Магога!
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Эйтан Лембергский
Еврейский народ живет в ожидании царя-помазанника, который по отцовской линии будет являться потомком царя Давида через его сына Шломо
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Теилим»
Рав Овадья Климовский
От чего будет зависеть ход событий?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Последние пророки Иудеи»
Гитель Итахова
Рав Нахум Шатхин
Рав Нахум Шатхин отвечает на вопросы: когда придет Машиах, египтяне станут избранным народом? Любой народ, прекративший идолопоклонство, Всевышний называет Своим? Что значит «Израиль будет третьим для Египта и Ассирии?»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Избранные главы из книги «В конце дней»
Рав Овадья Климовский
Кто из них царь, а кто — страна?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Пророк Йехезкель»
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: допустит ли Б-г войну с применением психотронного оружия? Воздействие на психику человека противоречит закону Б-га, Давшего человеку свободу выбора? Откуда у нас ощущение «ужасности» и «запретности» такого оружия? Суще
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.