Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Войны Гога и Магога может не быть?

Темы: Конец времен, Машиах, Пророчество, Гог и Магог, Рав Мендель Агранович

Отложить Отложено

Слышал, что война Гога и Магога может не состояться, правда ли это? Лейб Вороновский, Днепропетровск

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Лейб!

Если честно, то это очень странно, так как у пророка Зхарьи (глава 14) и пророка Йехезкеля (глава 38) есть прямое упоминание об этой войне. И один из принципов веры: все слова пророков — истина. Так сформулировал Рамбам в своей книге Мишнэ Тора (Ильхот Санхедрин, глава 10, а также Ильхот Тшува и Ильхот Йесодэй Тора). Краткий поэтический перевод этих принципов (не самого Рамбама) приводится в Сидуре, после утренней молитвы. Но он же писал: неясно, как в точности будет выглядеть приход Машиаха, так как есть разные стихи и разные их толкования, а у нас нет инструментов, позволяющих их оценить и принять галахическое решение. Поэтому все варианты возможны.

Обратимся к трудам и преданию хасидских праведников последних веков. От имени раби Элимелеха из Лиженска передают, что он «исправил» все духовные опасности и смягчил («подсластил») все «приговоры», связанные с войной Гога и Магога. Мы никак не можем судить, о чем здесь идет речь, но высказывание такое есть, а раби Элимелех не хуже нашего знал, что все слова пророков — истина. Еще несколько хасидских цадиков, а также великий раби Хаим Альберштам из Цанца, всеми признанный и как алахический авторитет, также говорили: благодаря тем, кто погиб, освящая Имя Творца, а также из-за тяжести изгнания чаша страданий и горечи переполнилась до такой степени, что нет необходимости в войне Гога и Магога для исправления мира и приходу Машиаха не будут предшествовать страдания. Передают также: хотя в Талмуде Сукка 42а сказано, что Машиах сын Йосефа погибнет (таково одно из мнений), этого не произойдет, так как это исправил знаменитый раби Шимшон из Острополя, погибший от рук казаков Богдана Хмельницкого, да сотрется его имя! (Сам раби Шимшон был из рода Давида, но как это «сработало» для Машиаха бен-Йосеф, мы опять же не понимаем… Кстати, рав Элияшив был потомком раби Шимшона…)

Раби Леви-Ицхак из Бердичева объясняет это, основываясь на словах Рамбама, что бедствия, о которых предупреждают пророки, могут быть отменены в результате раскаяния народа — тшувы. Его основная идея такова: если все понимают, что бедствие, о котором говорил пророк, было отменено благодаря раскаянию, и не отрицают истинность пророчества, сценарий в реальности может меняться.

Подчеркнем еще раз, что Рамбам полагал: точный сценарий прихода Машиаха невозможно знать заранее… Но обратите внимание: мы молимся о возвращении Всевышнего в Сион бэ-рахамим — «с милосердием». Значит, такой вариант существует, милосердие возможно…

Некоторым людям эти идеи позволят молиться о приходе Машиаха искренне, а также понимать, что многое зависит от нашей тшувы, в том числе — как придет Машиах…

С пожеланием увидеть раскрытие Всевышнего в Сионе бэ-рахамим, Мендель Агранович

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.