Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем человеку нужны эмоции?

Темы: Эмоции, Исправление качеств, Чувства и разум, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

Шалом! Скажите, пожалуйста, зачем человеку нужны эмоции? Пишут, что человек должен обуздать свое животное начало (и эмоции в том числе) и думать головой, и все свои действия и слова обдумывать прежде, чем… Но что делать человеку, который по природе своей очень эмоциональный и темпераментный? Постоянно угнетать эмоции? Это может вызвать нездоровье, наверное. Как можно эмоции направить в доброе русло? Р.

Отвечает рав Яков Гельфман

Уважаемая Р.,

Во-первых, скажем однозначно: без эмоций человек — это не человек, а робот. А Тора хочет воспитать именно человека.

Как можно без эмоций любить? Уважать? В конце концов, как можно молиться?

Определенно и лаконично выразились мудрецы Талмуда: «Всевышнему нужно сердце». И так же сказано в книге Мишлей (Притч): «Дай Мне, сын Мой, сердце твоё» (23, 26).

И настоящее понимание Торы — это то, которое прошло через сердце. Этим полна вся Тора: понимание — это понимание сердцем.

Как это соотносится с необходимостью подчинения разуму?

В принципе, в этом вся Тора: научиться склонять сердце к тому, что правильно и хорошо, не увлекаясь недолговечным и зыбким. Каким образом? Этому научил нас в первую очередь автор Сефер а-Хинух, назвав основным правилом Торы, основным принципом, стоящим за исполнением заповедей, следующий: «За деяниями следует сердце». То есть, когда человек ведет себя в соответствии с определенными принципами, поступает определенным образом, его сердце принимает эти принципы. Потому что человек по природе своей не может делать одно, а думать другое. А значит, победит одно из двух: или человек перестанет делать то, чего не принимает его внутренний мир, или же его внутренний мир подстроится под его действия. Успех зависит в основном от уверенности человека в правильности и обоснованности его действий, от глубины понимания их смысла и, что не менее важно, понимания их полезности. Этот «механизм» описан в Торе одним стихом, который мы читаем в конце каждой молитвы: «Познай же ныне и положи на сердце твое, что Творец есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого» (Дварим 4, 39).

Великий Магид из Дубно в своей книге о качествах характера (Сефер а-Мидот) объясняет это так: когда у ребенка еще недостаточно развит внутренний мир, в нем все равно действуют душевные силы: любовь, страх и другие. Но поначалу они направлены только к ощутимому и осязаемому. Со временем, если человек знакомится с духовными понятиями и учится духовным переживаниям, эти силы направляются и к ним: любовь к истине, страх перед моральным падением и так далее. Именно для этого и были созданы эти силы, но, если бы они не были задействованы изначально, они бы просто атрофировались.

Чем больше мы будем изучать заповеди и пути их правильного исполнения, слушать и размышлять об этом и, конечно, пытаться претворять в жизни то, что учим, а затем анализировать, как это на нас влияет и как добиться лучших результатов, тем больше мы проникнемся ими эмоционально. И нам будет все легче и приятнее быть соблюдающими Тору евреями.

Желаю успехов, Яаков Гельфман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.