Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему никто из жителей Бейт Лехема не хотел помогать Наоми и Рут?

Темы: Боаз, Цдака, Милосердие, Свиток Рут, Рут, Помощь, Натан Агрес

Отложить Отложено

Шалом, у меня вопрос по свитку Рут. Как может быть, что все жители Бейт-Лехема, зная, в каком состоянии вернулась Наоми, что она старая, нищая и одинокая, никто из соседей, знакомых или родственников не зашел к ней помочь или хотя бы угостить чем-то. Это видно из того, что уже назавтра Рут пришла собирать колоски в чужом поле. Даже Боаз (состоятельный родственник, праведник и глава поколения), видя, в каком нищенском состоянии находится его престарелая родственница, не зашел к ней, не взял ее на содержание, а оставил Рут заниматься очень тяжелым физически и морально нищенским трудом. И это описывается как норма… Наверно тогда это и была норма…, но сейчас такого человека заклеймили бы позором за бессердечность…

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемая С.!

Очень жаль, что в постановке вопроса Вы полностью положились на собственное впечатление, составленное при поверхностном прочтении текста. В статье «Почему Танах злословит о праведниках?» мы подробно объяснили, насколько велика наша обязанность, осторожно подходить к видимым ошибкам героев Танаха, в особенности, когда речь идет о праведниках и великих мудрецах.

На самом же деле при более бдительном анализе текста и здравой оценке вещей становится совершенно очевидно, что выдвинутая позиция ошибочна!

Начнем с того, что заповедь поддержать бедного несколько раз упоминается Торой самым явным образом (см. Ваикра 25:35 и др.), тем более когда нуждающийся — родственник дающего. Поэтому крайне сложно предположить, что Боаз, вся суть которого — познание Торы (имя Боаз значит: бо оз — в нем сила Торы), игнорировал эту заповедь.

К тому же мы видим, насколько она важна и фундаментальна. Как вытекает из свидетельства Письменной и Устной Торы (см. Берешит 18:20), жители Сдома творили самые страшные и гнусные преступления, как в отношении Всевышнего, так и по отношению к людям, и тем не менее основная претензия, повлекшая за собой их тотальное уничтожение, состояла в недостатке помощи бедным! Так сказано у пророка Йехезкеля (16:49) «Вот в чем было беззаконие сестры твоей, Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала.» Есть грешник, которому полагается наказание, но вместе с тем он несет какую-то пользу обществу: поддерживает неимущих, помогает больным и т. п., и в силу этого ему может быть дарована отсрочка. Но в случае, когда он ограждает себя от всякой помощи окружающим, мера правосудия и возмездия сразу же требует своего, и он теряет всякое право на существование и наказывается немедленно (что и произошло с Сдомом).

И даже если предположить, что Боаз (или население Бейт-Лехема) согрешил в этом, как может быть, что Писание не упомянуло об этой ошибке? На протяжении всего свитка Рут Боаз представлен в самом лучшем свете, и не просматривается даже скрытая критика! А ведь, как мы знаем и видим из других мест Танаха, Писание не проходит мимо таких ошибок, тем более, что с праведника взимается по толщине волоса.

И еще, из текста свитка (Рут 2, 5-16) совершенно очевидно, насколько по-человечески Боаз отнесся к Рут, его слова свидетельствуют о милосердии и отцовской заботе. Он обращается к Рут с должным уважением и восхищается ее самоотверженностью в поиске истины, а также в помощи своей свекрови. Так почему же он сам не принимает активного участия в этой помощи?!

И последний, пожалуй, самый веский довод в оправдание Боаза: он дает четкое указание своим жнецам незаметно для Рут подбрасывать ей снопы и колосья! Как сказано (там 2, 15-16): «Затем поднялась она, чтобы подбирать, а Боаз наказал слугам своим: пусть подбирает она и меж снопами, а вы не обижайте ее. И от пучков колосьев откидывайте ей и оставляйте — пусть она подбирает, а вы не укоряйте ее». Комментирует Раши: согласно закону, бедняку принадлежит только то, что было ненамеренно забыто хозяином в поле, но Боаз наказал им специально «забывать» снопы, чтобы Рут могла собрать большую меру. Т. е. мы явно видим, что Боаз хотел помочь Рут и Наоми, но тогда почему он не сделал это открыто, как Вы предложили? Он мог бы пригласить их в свой дом или, по крайней мере, обеспечить всем необходимым?!

Ответ на эти вопросы может показаться нам довольно неожиданным! Как поясняют комментаторы (Мальбим и др.), Наоми и Рут по собственному желанию отказались от принятия какой-либо помощи окружающих, будь то Боаз или кто-то другой!

Но почему?

Когда Ноах по окончании потопа послал голубя проверить, высохла ли земля, тот вернулся к нему, неся с собой масличный листок (Берешит 8:11). Мудрецы объяснили, что на самом деле у голубя была возможность сорвать листки и с других деревьев, но он избрал именно масличное дерево. Этим он как бы хотел сказать Ноаху: «Да будет мое пропитание горько как маслина, но от руки Г-спода, и не будет сладко как мед от руки человека!» В течение целого года все обитатели ковчега находились в полной зависимости от Ноаха, когда же наконец у голубя появилась возможность добыть свое пропитание естественным путем — от руки Творца, он ощутил колоссальную разницу между этим состоянием и состоянием зависимости от человеческих благ.

И если так ощущают себя животные, то тем более человек, в саму природу которого заложено чувство свободы и независимости! Нуждаясь в подаянии ближнего и принимая его, берущий становится зависим от дающего, в то время как в идеале человек должен стараться не зависеть ни от кого, кроме самого Творца. А когда речь идет о богатом и знатном человеке, положение которого неожиданно изменилось к худшему, ему трудно принять подаяние и в силу чувства собственного достоинства.

Именно эти две причины и побудили Наоми с Рут отказаться от открытой помощи Боаза и других благодетелей. Находясь на высочайшем уровне упования на Творца, они не хотели ставить себя в зависимость от человека. Кроме того, в недалеком прошлом Наоми была знатной и богатой особой, а Рут — носительницей царской крови Моава, поэтому и с этой стороны они предпочли обойтись сами.

Но если так, как же Рут согласилась подбирать колосья вместе с остальными нищими?!

Дело в том, что есть принципиальная разница между подаянием (цдакой) и лекет шихеха и пеа (колосья, падающие при жатве; снопы, забытые в поле; окраина поля, которую хозяин должен оставить нескошенной для нужд бедняков — все это называется матнот аниим — подарки бедным). Подаяние дается от руки человека, богач воздает бедняку из собственного кармана. А матнот аниим — это та часть посева, что Всевышний изначально взыскал с хозяина и подарил бедным, так что Рут занималась сбором Б-жественного дара, а не человеческого подаяния! И именно поэтому, желая помочь Рут, Боаз был вынужден сделать это незаметно для нее, как будто бы эти снопы и колосья упали или были забыты ненамеренно и по закону принадлежат беднякам!

Намек на все это мы находим в самом начале второй главы свитка Рут. Там сказано так: «И был у Наоми родственник по мужу ее, человек мужественный (и) знатный из рода Элимелеха, по имени Боаз. И сказала Наоми Рут-моавитянка: пойду-ка я в поле и стану собирать колосья за кем-нибудь, в чьих глазах найду я милость. И сказала та ей: ступай, дочь моя!»

Почему в качестве предисловия к инициативе Рут собирать колосья, было необходимо сообщить о Боазе и его родственной связи с Наоми (более верно было бы сделать это далее, в рассказе о том, что «случайным образом» Рут попала именно на его поле).

Однако этими словами Писание хотело подчеркнуть, что несмотря на то, что Наоми и Рут знали о Боазе, человеке состоятельном и праведном, который наверняка с радостью согласился бы им помочь (и скорее всего предложил им свою опеку), они выбрали иной путь: не опираться на человека, а полностью положиться на Всевышнего, даже если то пропитание будет горько как маслина!

(Вопрос в стиле «но почему же Писание не сказало обо всем этом прямо, чтобы читателя не посещали превратные мысли о Боазе?» совершенно нерелевантен, т. к. явно упоминается только то, что имеет непосредственное отношение к сюжетной линии).

Перед нами еще один пример, как осторожно следует подходить к трактовке Танаха, и не делать поспешных выводов на основании собственных ассоциаций.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.