Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава из книги «Путешествие к вершине горы Синай»

Исследователь: Нам следует обсудить еще один вопрос: каковы причины и смысл заповедей, которые Тора обязывает нас выполнять? Я знаю, что существует Творец мира, что у мира есть смысл, и я — часть этого смысла, и поэтому я должен вносить свой вклад в его достижение (см. книгу «Путешествие в глубины Бытия»). Я также знаю, что Тора Израиля дана Силой, властвующей над природой и над историей, и что она, Тора, содержит «инструкцию по эксплуатации», которую дал Создатель, сотворивший Вселенную и человека. Поэтому разум обязывает нас выполнять то, что написано в Торе. Но разумные люди не любят делать вещи, которые они не понимают.

Рав: Вы хотите сказать, что вы не можете начать исполнять заповеди Торы прежде чем поймете их смысл. Выражаясь более общо, разум обязывает обусловить присоединение к определенной поведенческой системе пониманием того, как эта система действует. Давай проверим, насколько разумна такая обусловленность.

Наша каждодневная жизнь основана не на понимании, а, в лучшем случае, на знании. Когда, к примеру, врач назначает больному воспалением легких курс антибиотиков, никому не приходит в голову отложить лечение на несколько лет, чтобы больной смог изучить медицину и понять, каким в точности образом лекарство действует! Мы не обуславливаем наше поведение знанием того, как именно оно приводит к желаемым результатам, нам достаточно лишь знать, что оно к ним приводит. Нет никакой причины для того, чтобы отношение к заповедям было другим. Не следует ставить исполнение заповедей в зависимость от понимания их смысла и понимания того, как они действуют на человека и на духовные и материальные миры. Того факта, что Тора Израиля дана Тем, Кто властвует над природой и над людьми, достаточно, чтобы обязать всех нас выполнять ее…

Исследователь: Не хотите ли вы тем самым сказать, что следует исполнять заповеди только из страха быть наказанным Тем, в Чьих руках находится наша судьба?

Рав: Я говорю не только о страхе перед наказанием, но и о пользе, которую принесет управление системой по правилам, установленным ее Создателем, — система будет тогда работать с максимальной отдачей. Однако и это — лишь начальная ступень. Есть и другие, более высокие, которые тоже можно объяснить. Следует исполнять заповеди потому, что это Истина, как мы уже говорили выше; следует исполнять их из страха перед возвышенностью Творца: человек не преступает волю того, кого он почитает. А на более высоких уровнях сердце наполняется любовью к Тому, кто сотворил весь мир. На всех этих уровнях нет места для того, чтобы ставить исполнение заповедей в зависимость от знания их причин и смысла.

Исследователь: Можно ли из ваших слов сделать вывод, что не следует пытаться понять смысл заповедей?

Рав: Этого я не говорил. Ровно наоборот, мы должны пытаться понять смысл заповедей. Я сказал лишь, что не следует ставить исполнение заповедей в зависимость от понимания их смысла, то есть говорить, что если я не понимаю определенную заповедь, то я не буду ее исполнять. Но я согласен, что тот, кто в дополнение ко всему вышесказанному еще и поймет смысл заповедей, сможет выполнять их более с бóльшим воодушевлением и с бóльшим осознанием. Тора не хочет, чтобы мы выполняли заповеди чисто технически, Б-г желает, чтобы мы исполняли их всем сердцем. Поэтому, безусловно, есть необходимость изучать смысл и причины заповедей, с условием, что мы не будем ставить их исполнение в зависимость от нашего понимания.

Исследователь: Если вы согласны с тем, что понимание заповедей способствует улучшению качества их исполнения, почему же смысл многих заповедей скрыт, почему есть заповеди, для которых мы не видим никакой причины и не чувствуем пользы, по крайней мере немедленной, от их исполнения?

Рав: Есть два ответа на этот вопрос:

Первый ответ. Если бы польза от исполнения заповеди была бы очевидна для всех и проявлялась бы сразу же после исполнения заповеди, или если бы наказание за грех следовало бы немедленно после его совершения, то не было бы свободы выбора, а без свободы выбора теряется смысл существования мира. Если бы у каждого, кто поел некашерную еду, сразу же заболевал живот, и всякий, кто включал бы электричество в субботу, получал удар током, и, с другой стороны, если бы каждый, кто давал бы монетку нищему, сразу же получал бы сообщение из банка о том, что он стал обладателем многомиллионного наследства, то в мире не было бы «праведников» и «злодеев», а были бы только «умные» и «дураки». Ведь кто продолжал бы грешить, если бы ущерб от греха следовал бы непременно и причинно-следственная связь между преступлением и наказанием была бы очевидна?! А тот, кто в такой ситуации тем не менее совершал бы грехи, считался бы не злодеем, а сумасшедшим, и ему не полагалось бы наказания… Если бы польза заповедей была очевидна, они бы не назывались «заповедями». Если бы мы понимали заповеди, они бы считались не заповедями, а хорошими советами.

Второй ответ. Рассмотрим следующую притчу:

Профессор философии Оксфордского университета объявил всем своим друзьям и знакомым, что после длительного поиска и бесчисленных разочарований он нашел женщину, которая станет его женой. Всем было интересно знать, кто та счастливица, что удостоится выйти замуж за такого выдающегося человека. В конце концов выяснилось, что претендентка — дочь вождя примитивнейшего в мире племени… Она абсолютно неграмотна и, очевидно, не найдет общего языка со своим образованным женихом. Но тем не менее, он выполняет свое слово и женится на ней. После свадьбы плачущая жена приходит к консультанту по вопросам семьи и брака и жалуется ему: «Мы с мужем сидим за столом и разговариваем, муж что-то говорит, но я не понимаю ни слова. Не иначе как он издевается надо мной!» Но консультант с трудом прячет улыбку. Женщина спрашивает: «Что в этом смешного?!» Консультант отвечает: «Вы жалуетесь на то, что не понимаете слов мужа? Это совершенно естественно, что вы его не понимаете. Странно не то, что между вами нет взаимопонимания, странно то, что вы могли найти с ним что-то общее, да еще пожениться…»

Человек обращается к Б-гу и говорит: «Я не понимаю Твоих заповедей!» Б-г говорит, а ты удивляешься, почему ты не понимаешь?! Странно не то, что ты не понимаешь слово Всевышнего, это как раз вполне естественно. Чудо заключается именно в самой связи между Ним и нами, связи, достигшей своего апогея, когда Б-г дал народу Израиля Тору. Если бы была возможность понять все, что скрывается за определенной заповедью, то разве не было бы это непреложным доказательством того, что речь идет о человеческих, а не божественных заповедях?! Ведь нашим человеческим разумом мы можем постигать только в рамках человеческих понятий, мы не можем понять Б-га и все то, что связано с Ним. Определив заповеди как «заповеди Б-га», мы тем самым отказались от претензий на их полное понимание.

Таким образом, получается, что каждая из составляющих понятия «заповеди Б-га» объясняет, почему мы не можем добраться до самых глубин понимания смысла заповедей, и все, что нам остается делать, это учиться и пытаться постичь настолько, насколько это возможно.

В пятой книге Пятикнижия, Дварим (Второзаконие) есть такой стих: «Скрытое — Г-споду, Б-гу нашему, а явное — нам и нашим сыновьям навеки, исполнять все слова этой Торы». Раби Моше Софер в своем комментарии на Пятикнижие говорит: «Скрытое» — скрытый смысл заповедей — «Г-споду, Б-гу нашему, а явное» — их открытый смысл — «нам и нашим сыновьям навеки». Мы обязаны исследовать и изучать смысл заповедей, новое понимание которого открывается нам в каждом поколении. Но с каким условием нам дано право исследовать и искать смысл заповедей? С условием «исполнять все слова этой Торы», то есть, даже если в какой-то момент нам покажется, что определенная причина, сказанная по поводу некоторой заповеди, больше не актуальна, мы не прекратим из-за этого исполнять эту заповедь во всех ее деталях, ведь «скрытое — Г-споду, Б-гу нашему»! Поскольку в заповеди есть скрытые пласты смысла, то даже если открытый смысл не кажется нам более подходящим (обычно выясняется, что и это тоже не точно и «неактуальность» заповеди — всего лишь плод нашего воображения; но даже если допустить, что явный смысл заповеди более нерелевантен), мы не прекратим из-за этого исполнять эту заповедь, поскольку мы ничего не знаем о тайном смысле и скрытых причинах заповеди, а они, по всей вероятности, продолжают быть актуальными…

Исследователь: Разве не может случиться, что скрытый смысл тоже перестанет быть актуальным?

Рав: Есть три ответа на этот вопрос:

1. Даже если такое могло бы, в принципе, произойти, откуда нам станет об этом известно? Обязанность привести доказательство лежит на том, кто утверждает подобное, и он, конечно, не сможет привести такое доказательство, ведь смысл заповедей скрыт и от него тоже.

2. Б-г дал заповеди всем поколениям без ограничения. Ему известны все изменения, которые произойдут в сотворенном Им мире, и если бы был период времени, когда определенная заповедь перестает быть актуальной, Он сообщил бы нам об этом в Своей Торе. Поскольку такого сообщения нет, то, по-видимому, заповеди никогда не перестанут быть актуальными и не будут отменены. (Есть заповеди, которые мы не выполняем из-за отсутствия условий, необходимых для их исполнения, например заповеди, связанные с жертвоприношениями в Храме; но невозможность их выполнения не означает, что эти заповеди более нерелевантны и аннулированы, ведь когда Храм будет отстроен, эти заповеди опять будут соблюдаться. Это подобно случаю с бедняком, у которого нет денег, чтобы дать на благотворительные цели, — это не аннулирует саму по себе заповедь благотворительности).

3. Поскольку «скрытое — Г-споду, Б-гу нашему», понятие «заповеди перестали быть актуальными» само по себе нерелевантно! Ведь Б-г — вне Времени и Пространства, и если скрытые причины заповедей — «Г-споду, Б-гу нашему», то как они могут перестать быть актуальными? Если они были актуальными один раз, то они будут актуальными всегда…

Исследователь: После этого ограничения, после того, как я признаю тот факт, что невозможно понять весь объем причин и смысла заповедей, каково правильное направление, по которому я должен идти, чтобы понять хотя бы немного, — насколько это возможно? Правилен ли подход, согласно которому заповеди рассматриваются как система, позволяющая создать правильный образ жизни человека, общества и мира с материальной точки зрения?

Рав: Такой подход любят те, кто изо всех сил пытается избежать любого намека на духовное мышление. Они всегда будут пытаться показать заповеди в материальном свете. По их мнению, заповеди — не что иное, как система, построенная для того, чтобы дать людям хорошие советы о том, как правильнее обращаться с телом человека и с материальной частью мира. Смотря на заповеди с этой точки зрения, они видят в обрезании медицинский совет, в законах о семейной чистоте — психологию, в субботе — социальный день отдыха трудящихся и т.п.

Хотя в заповедях есть и такой аспект — они полезны и для тела, — тем не менее внимательное рассмотрение деталей заповедей, включая те «диктуемые разумом заповеди», которые на первый взгляд кажутся материальными советами, покажет нам, что нет ни одной заповеди, в которой мы можем не принять во внимание более глубокие — духовные — аспекты.

Исследователь: Возьмем, для примера, заповедь субботы. Есть такие, кто любит выставлять субботу как «социальную» идею, день отдыха трудящихся и не более того. Они отрицают актуальность запрета зажигания огня в наше время, говоря, что в тот период, когда сыны Израиля были в пустыне, разжигание огня было тяжелой работой: нужно было тереть два камня огнива один об другой, пока не выйдет искра, и тогда была логика в запрете этой работы в день отдыха трудящихся. Но сегодня так легко зажечь огонь, не нужно прикладывать никаких усилий… Как можно разоблачить такой подход?

Рав: Легко показать, что у этого запрета нет никакой связи с трудностью зажигания огня в то время. Действительно, в пустыне было трудно зажечь огонь, но каждый, кто немного учил историю, знает, что именно поэтому люди всегда хранили огонь и не давали ему потухнуть. Какая же трудность, в таком случае, в перенесении огня от уже существующего огня? И вообще, может ли быть такое, что за нарушение запрета работы в «социальный» день отдыха Тора определяет столь жестокое наказание — «нарушающий ее смертью умрет» (Шмот 31:14)? Более строгое наказание, чем наказание воров и грабителей, и даже чем наказание убийцы (убийца получает более «легкий» вид смертной казни, чем нарушитель субботы)? И все это — из-за нарушения «закона о выходных днях»? Может ли быть такое?!

Здесь не место для пространного объяснения смысла субботы, но мы явно видим, что технико-материальные объяснения не продвинут нас в понимании смысла субботы, так как ее корень намного более глубок и находится в духовных измерениях Бытия. Только там, в духовном пространстве, можно найти объяснения заповеди субботы во всех ее деталях. И как в заповеди субботы, так и во всех других заповедях Торы. Система заповедей — это система, показывающая, как правильно обращаться с человеком и его духовными частями, а также и со всем миром в его духовном аспекте. Всякий, кто попытается ограничиться одним лишь материальным измерением, не преуспеет на своем пути.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что хотя смысл заповедей — не в материально-телесной плоскости, заповеди полезны не только для души, но и для тела человека, и нет ни одной заповеди, которая была бы вредна для тела. И это само по себе весьма удивительно: каким образом система, сформировавшаяся тысячи лет назад, не содержит вредных указаний, ведь многие древние медицинские сведения оказались неверными, а способы лечения — вредными…

Исследователь: Подытожу ваши слова. Вы утверждаете, что причина исполнения заповедей содержится в самом по себе знании того факта, что заповеди были даны Б-гом и что именно они являются действиями, необходимыми для правильного «применения» человека и мира. Изучение смысла заповедей — вещь положительная, оно может помочь нам лучше эмоционально прочувствовать заповеди Торы, и это изучение — неотъемлемая часть заповеди постижения Торы, но нельзя ставить исполнение заповедей в зависимость от понимания их смысла.

Путешествие подошло к концу

Исследователь: Давайте посмотрим, куда мы пришли.

Рав: В нашей первой книге — «Путешествие в глубины Бытия» — мы пришли к выводу, что у мира есть Творец, Который создал мир с определенной целью и смыслом. Этот смысл был раскрыт, и мы должны жить в соответствии с ним, точно так же, как с любою вещью нужно обращаться в соответствии с инструкцией по эксплуатации, распространяемой производителем. Тем более что речь идет о Силе, Которая властвует над природой и над человеком и может поступать с нами как пожелает: давать награду исполняющим заповеди и наказание нарушающим (и кроме того, «наибольшее наслаждение из всех возможных» (Рамхаль) — прилепляться к Творцу с помощью исполнения Его воли).

В этой книге мы отправились в путешествие к вершине горы Синай, чтобы доказать, что Тора Израиля содержит ту самую «инструкцию по эксплуатации», исполняя которую, человек выполняет свое предназначение в мире и реализовывает смысл жизни. Мы доказали, что Автор Торы властвует над природой и над историей, и это было раскрыто народу Израиля у горы Синая. Тора, данная тогда, включает, в числе прочего:

1. Пророчества о будущем еврейского народа и всего мира.

2. Знание тайн природы.

3. Систему указаний по правильному обращению с человеком и с миром.

Мы также доказали, что устная Тора, находящаяся в наших руках, аутентична и не была изменена.

Мы объяснили, почему мы обязаны выполнять постановления Мудрецов всех поколений и что они тоже являются неотъемлемой частью вышеупомянутой «инструкции по эксплуатации».

Мы говорили также о смысле заповедей и показали, что:

1. Понимание заповедей и их причин не связано с их выполнением.

2. Есть различные пути понимания смысла заповедей.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…