Темы: Золотой телец, Соблазн, Идолопоклонство, Храм, Праведник, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый вечер. Мне хочется понять ответ на один вопрос, в двух его ситуациях.
1. Как еврейский народ, который буквально только что ощущал присутствие Господа, мог так быстро начать поклоняться золотому тельцу?
2. Греческая культура насчитывает больше 5 тысяч лет, и уже тогда они были язычниками. То есть это относительно не так далеко от сотворения… Как эти народы в такие короткие сроки могли так отойти от Бога? Ведь оба народа описываются как великие мыслители. Про еврейский народ пишется в Торе, но я не вижу именно этого ответа… А о греках вообще невозможно найти.
Прошу вас пролить мне больше света на этот вопрос. С уважением, Дима
Шалом, уважаемый Дмитрий!
Спасибо за Ваш вопрос. Я в свое время тоже не понимал — как можно было, точно зная о существовании Творца, нарушить Его волю, сделав золотого тельца? Пока однажды… не посмотрел в зеркало и не подумал: а почему это у моих дверей до сих пор не выстроилась очередь желающих получить благословение? Наверное, потому что я еще не стал праведником, а это означает, что время от времени совершаю какие-то поступки или говорю какие-то слова, о которых, если подумать, станет ясно: Всевышний не хотел бы, чтобы я это делал. А почему? Соблазн — дурное начало — постоянно подкарауливает человека, и стоит ему расслабиться, как он уже в сетях или грубого соблазна, или каких-то сомнительных рассуждений, в результате которых можно разрешить то, чего на самом деле разрешить нельзя, и т.п. Разумеется, каждый человек стоит перед этим испытанием соответственно своему духовному уровню, и в пустыне, конечно, поначалу евреи и не думали создавать примитивного идола.
Прежде чем объяснить это, заметим еще одну интересную вещь. Известно, что золотые тельцы, которых поставил царь Йаровам, вначале были одобрены пророком Ахией — учителем пророка Элияу, и только гордыня Йаровама испортила все, превратив в конце концов весь проект в банальное идолопоклонство.
Впрочем, банальным оно тогда и не было — нам сегодня трудно представить, какой великий соблазн служить идолам испытывали люди в те времена, когда можно было человеческими чувствами воспринимать духовные силы, как связанные со святостью, так и некоторые другие. (Представьте себе, например, в наше время кому-то скажут — предположим, по какой-то причине так полагается по законам Всевышнего: выбрось свой айфон! Даже зная, что требование справедливо, человек будет испытывать существенные затруднения!) Это, кстати, еще одно соображение, помогающее лучше понять, «как можно было». Идолопоклонство (еще во времена внука Адама — Эноша), в принципе, начиналось не как отрицание Всевышнего, а, скорее, как «нежелание беспокоить Его по мелочам». Поэтому принялись обращаться к Его слугам. Проблема заключалась в том, что люди в своем воображении наделили этих слуг самостоятельной силой и вскоре перестали «беспокоить Всевышнего» вовсе.
Вернемся к золотым тельцам, которых с завидным упорством неоднократно создавали не последние люди в еврейском народе. Дело в том, что эти тельцы изначально были задуманы не как объект поклонения, а как воссоздание одного из образов, видимых пророкам, которые удостоились лицезреть систему управления миром, представленную им как четыре фигуры, одной из которых был бык. Соответственно, функция тельцов была — помочь некоему сосредоточению внимания народа для служения Творцу. Это было что-то вроде суррогатной замены Храму — именно с этой целью и сделал Йаровам тельцов (см. на сайте обзор недельной главы Микец, третий годовой цикл). Но это предприятие в обоих случаях было весьма опасным — не смешивая святое с будничным, попробуем провести аналогию. Это все равно что ставить «жучки» на центральной электростанции — одно неправильное соединение может стоить жизни… В обоих случаях проект, который имел право на существование, был безнадежно испорчен неверными намерениями, отчего и выродился в поклонение идолу. Кстати, заметим, что тельцом в пустыне в основном были увлечены сопровождающие еврейский народ лица из бывших египтян и их пленников, которые вышли с евреями и о которых Всевышний сказал Моше «твой народ» — «твой», а не «Мой», что означает: Моше взял их с собой без санкции Свыше.
Теперь, когда нам стало понятнее, как подобную ошибку могли совершить евреи, еще легче понять остальные народы. Наличие ума никак не мешает человеку направлять его в сторону от исполнения воли Всевышнего, а там — чем больше ума, тем дальше можно и отойти…
С уважением, Овадья Климовский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тамуз • Пост 17-го Тамуза • Пять бедствий в один день • 17-е Тамуза в пустыне • Сделай нам идола • Восстановление порядка • Как были разбиты скрижали • Путь раскаяния • Прекращение постоянных жертвоприношений • Разрушение стен Иерусалима • Как Апустумус сжег Тору • Идол, внесенный в Храм • Законы, связанные с 17-м Тамуза • Между двумя постами
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Ашер Кушнир
Что лучше: быть в постоянной злобе или снять сексуальное напряжение?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
У меня вопрос немного странный, но очень тревожный…
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.