Темы: Моше, Пророк, Пророчество, Мидраш, Билам, Благословения, Проклятие, Зеев Урман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Вопрос о Биламе. Скажите, почему Б-г вообще имел хоть какое-то общение с таким человеком, как Билам (пусть даже под именем Элоким)? Или давал Биламу такую возможность — обращаться к Нему? С уважением, Дмитрий
Уважаемый Дмитрий!
Действительно, сказано в Торе: «И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Всевышний знал лицом к лицу» (Дварим, гл. 34) Учат наши мудрецы: в народе Израиля пророка уровня Моше никогда не было. Но у неевреев — был. И звали его — Билам бен-Беор.
Получается, уровень пророческого дара Билама в каком-то смысле равноценен уровню Моше Рабейну. Тем не менее, к Моше Рабейну Всевышний являлся днём и говорил напрямую, а о Биламе сказано, что пророческий дух пребывал на нем только ночью, случайным образом, так же, как у всех пророков народов мира. И Лаван получал пророчества во сне ночном, как сказано: «И явил Себя Б-г Лавану во сне ночном». «Это можно сравнить с тем, как некто, скрываясь, крадется к своей наложнице» (Танхума; Ваикра Рабба 1).
Причину того, что Всевышний дал пророческий дар Биламу, разъясняет мидраш: Всевышний дал неевреям пророка уровня Моше, чтобы они, отказываясь от служения Ему, не могли сказать: «Вот если бы у нас был такой пророк, как Моше, то и мы могли бы стать слугами Творца» (Мидраш Бэмидбар Рабба). Благословения Билама народу Израиля были произнесены им не по причине его особой святости, но лишь вопреки его духовной низости. Как известно, это были проклятья, помимо его воли обращенные в благословения. Наши мудрецы говорят, что, изучая благословения, произнесенные им, можно получить представление о тех проклятьях, которые он замышлял произнести.
Всего хорошего, Зеев Урман
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Гади Поллак
Редакция Толдот
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Хава Куперман
Молитва о защите от проклятия
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.