Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Родители хотят, чтобы я вернулся назад в Америку из-за войны. Должен ли я их слушаться?

Темы: Земля Израиля, Почитание родителей, Изучение Торы, Опасность, Яков Шуб

Отложить Отложено

Добрый день. Полгода назад я приехал учиться в йешиву в Иерусалиме из Америки, и мне здесь очень нравится. Сейчас в Израиле довольно напряженная обстановка, и мои родители очень опасаются за мою безопасность. Родители не говорят об этом вслух, но мне кажется, что они хотят, чтобы я вернулся обратно. Если они меня попросят вернуться, должен ли я буду их слушать, ведь есть заповедь почитать родителей? Заранее спасибо за ответ. Мойше.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Мойше, большое спасибо, что обратились к нам. Очень похвально, что Вы прислушиваетесь к мнению родителей и поддерживаете с ними хорошие отношения.

Что же касается непосредственно Вашего вопроса, то, во-первых, ответ на него зависит от того, чем обосновывают родители желание, чтобы Вы вернулись. Если их интересует Ваша безопасность и они считают, что Вам же лучше сейчас вернуться обратно, то, очевидно, заповедь почитания родителей в этом случае не требует от Вас возвращения. Ведь в этом случае они заботятся не о себе, а о Вас, поэтому, вернувшись, Вы никак не помогаете родителям, а действуете в своих интересах.

Если же родители говорят, что они очень волнуются и беспокоятся из-за того, что Вы находитесь в опасном месте, то Ваше возвращение может рассматриваться как выполнение заповеди почитания родителей, поскольку это может успокоить их. В таком случае актуален Ваш вопрос о том, обязаны ли Вы их слушаться.

Очевидно, что и в данном случае нет обязанности принимать мнение родителей. Подобный случай рассматривается в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 240:25). Молодой человек желает поехать изучать Тору в другой город, поскольку там учеба будет более эффективной. Родители не хотят отпускать его из-за того, что обстановка в том городе не совсем безопасная. Заключение, к которому приходит Шулхан Арух: молодой человек не обязан слушаться родителей, поскольку заповедь изучения Торы в данном случае «перевешивает» заповедь почитания родителей.

Кроме того, существует запрет оставлять общину в момент опасности (Шулхан Арух 574:5). Речь идет о том, что даже если человек может помочь общине «только» молитвами или постами, ему нельзя просто так покидать общину. Безусловно, каждый ученик ешивы своей молитвой и учебой также вносит вклад в общее дело.

Получается, что поскольку обстановка в Иерусалиме не такая уж опасная и, как Вы пишете, Ваша учеба в ешиве проходит успешно, очевидно Вам можно остаться в Земле Израиля. При этом очень важно поддерживать постоянную связь с родителями, регулярно разговаривать с ними и делать все возможное, чтобы они как можно меньше волновались.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.