Темы: Леви-Ицхак Кантарович, Молитва, Забота о здоровье, Еда, Шахарит
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ часто испытываю чувство голода. Поэтому я часто перекусываю. Но как быть с молитвой? Ведь нельзя есть перед ней. А когда я немного поем, мне становится нормально. А.
Уважаемый А.,
Прежде чем ответить непосредственно на Ваш вопрос, напомним, почему перед молитвой не едят. Написано в книге Ваикра (19:26): «Не ешьте с кровью» (буквально — «на крови»). Мудрецы, разъясняя эти слова Торы, сказали, что нельзя есть прежде, чем мы обратимся в молитве к Творцу. Т.е. «не ешьте, пока не попросите за свою кровь». Начиная день с молитвы, мы выражаем свое осознание того, что всем обязаны Всевышнему. И только после этого удовлетворяем свои материальные потребности. А тот, кто, ест перед молитвой, называется гордецом (Млахим I, 14, 9 и см. Брахот 10 б).
И таков закон в Шулхан Арухе (69:3). Но если человеку необходимо поесть, чтобы не возникло проблем со здоровьем, это разрешено, т.к. здесь нет проявления чрезмерной гордости.
Также в Шулхан Арухе (закон 4) сказано, что если человек испытывает чувство голода или жажды, то еда и питьё приравнивается к лечению, поэтому они разрешены. Однако комментаторы пояснили, что имеются в виду сильные голод и жажда, из-за которых человек не может сосредоточенно молиться.
Уместно также упомянуть, что современные законодатели установили: пить кофе с молоком и сахаром, а также сладкий чай разрешено.
О Вашем вопросе. Если есть с утра — это только привычка, то, конечно, нужно постараться приучить себя действовать правильно, стараться не есть перед молитвой.
Однако всё зависит от ситуации. Бывает, например, что человеку требуется немало времени, чтобы добраться до места молитвы. Это часто случается за пределами Израиля. Тогда, если он знает, что к тому времени ослабнет от голода, то может перекусить — столько, сколько ему необходимо для поддержания сил. Но, конечно, нужно стараться обойтись минимумом.
Понятно также, что если человек страдает гастритом или язвой желудка, даже если язва на данный момент залечена, ему не следует испытывать голод. Поэтому если он поест перед молитвой, это будет не проявлением гордыни, а лечением.
Всего доброго, Леви-Ицхак Кантарович
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Неизвестный автор
Утренняя молитва для солдат.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Рав Леви-Ицхак Кантарович
Что такое тфилин?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Яков Шуб
Как не подать ей руку?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Авраам Куперман,
из цикла «Молитва новолетия»
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.