Темы: Моше, Скромность, Грех, Праведник, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав Климовский! Спасибо за ответ про ангела милосердия. Позвольте вопрос о наказании Всевышним Моше за фразу «А что слишком трудно для вас, представьте мне» (см. Раши на Бамидбар 27:5). Неужели для Всевышнего эта фраза в устах Моше (Дварим 1:17) прозвучала излишне горделиво? Ведь подобное (или то же самое?) установление было принято Моше по совету Итро с согласия Творца (Шемот 18:19—24 и см. Раши там) И кроме того сама Тора свидетельствует, что Моше — скромнейший из людей. Спасибо за разъяснения. Александр
Шалом, уважаемый Александр!
Спасибо за интересные вопросы, и очень приятна Ваша благодарность. Ваш вопрос очень хорош — настолько, что даже часть мудрецов Талмуда согласна с Вами! Например, в трактате Сангедрин (8а) сказано, что именно в этой фразе — «Несите мне, и я послушаю» — видна скромность Моше. Он мог бы сказать «…и я сообщу вам, каков закон», а сказал «я послушаю» — и если не знаю, то буду выяснять.
Но, все же, другие мудрецы усмотрели в этой формулировке Моше излишне властную нотку. И здесь надо заметить, что, говоря об ошибках или недостатках великих людей, а тем более, Моше Рабейну, мы должны быть осторожны и воспринимать все в соответствующей пропорции. Ведь с праведников Всевышний спрашивает намного строже, чем с обычных людей — потому что они могут достичь большего.
Представьте себе маляра, который прошел мимо ребенка, балующегося красками. Несколько брызг попали на его комбинезон. Заметит ли маляр эти несколько пятнышек среди всех пятен, покрывающих его одежду в несколько слоев? А теперь представьте, что мимо шла невеста в свадебном платье и те же несколько брызг попали на платье. Все испорчено, так как любое маленькое пятнышко бросается в глаза на белоснежном фоне. Так и с праведниками — любой промах, даже на микрон, при их чистейшей и возвышенной душе значим, и Всевышний заботится, чтобы промах был исправен. Именно поэтому, как Вы упомянули, Моше, скромнейший из людей, должен был исправить даже такую микроскопическую ошибку, о которой мы говорим.
На самом деле наказание, примененное к Моше, очень условно можно назвать наказанием — он просто попал в ситуацию, когда к нему пришли с вопросом, а он не знал соответствующего закона. Скорее, это был воспитательный момент.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Куклин
И если да, то в чём?
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Хава Куперман
Рав Яков Шуб
Если еврей является генералом российской армии, можно ли ему носить свой генеральский мундир?
Рав Реувен Куклин
Есть ли какая-то мода на кошерную одежду?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Скромность по-еврейски»
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский
Обычные женские брюки. Что в них предосудительного?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.