Темы: Цицит, Талит, Моше Гекрайтер, Тхелет
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Разъясните пожалуста мне кое-что о цицис. Стал заказывать себе талит катан из Израиля и столкнулся с огромным разнообразием. Есть с тхелет (голубой нитью) и без, есть разные варианты плетений (Ари/Раавад/Рамбам и т.д.). Сам талес есть с белыми или черными полосками, с бахромой и без. (Есть даже футболки с цицис, но для себя решил брать класический). Как во всем этом разобраться, если нет возможности обсудить это с раввом? Я понимаю, что заповедь цицис будет выполнена в любом случае, если они кошерные, но хочется сделать наилучшим образом.
Спасибо за Ваш вопрос.
Мне кажется, что если Вы определитесь, к какой общине относитесь, Вам нужно будет приобрести такой цицис, какой носят в этой общине. Т.е. если Вы ашкеназ, то Ваш обычай — носить талес котон с чёрными полосами (речь идёт о шерстяном талес котоне), а если сефард, то с белыми.
Что касается отверстий и способа завязывания нитей, здесь опять-таки важен обычай. У ашкеназских литовских общин принято носить талес котон с одним отверстием на каждом канафе, подавляющее большинство носит только белые нити и завязывает простые ровные звенья (7, 8, 11, 13), просто обматывая нити шамашем (длинной нитью).
Большинство хасидских общин придерживаются обычая Аризаля, т.е. делают два отверстия на канафе и вяжут звенья, пропуская шамаш внутрь при каждом обороте или через три оборота. И здесь подавляющее большинство использует только белые нити, кроме бреславской и радзинской общин.
У сефардов многие завязывает нити по обычаю Аризаля, а завязывать по Рамбаму — обычай йеменских евреев.
Так что имеет смысл определиться, к какой общине Вы принадлежите. А главное — чтобы Ваш цицис был достаточно длинен и широк, а нити обязательно изготовлены для выполнения заповеди цицис, предназначены для выполнения этой заповеди с момента скручивания и, желательно, с момента вычёсывания шерсти — нипуц. Они обязательно должны быть завязаны ради выполнения заповеди цицис, и важно, чтобы расстояние между узлами было одинаковым.
Очень радует, что Вы хотите выполнить такую важную заповедь самым лучшим образом. Её выполнение приравнивается к выполнению всех заповедей Торы.
С уважением, Моше Гекрайтер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Всё или Ничего?
Рав Моше Гекрайтер
Или лучше потратить десятину на строительство синагоги?
Редакция Толдот
Рав Яков Шуб
А если живёшь среди неевреев?
Рав Яков Шуб
Чем кисти цицит похожи на жертвенник в Храме?
Рав Бенцион Зильбер
Что означал вопрос Кораха?
Реувен Цукерман
Во время урока по окраске нитей цицит голубой краской тхелет.
Толдот Йешурун
Руководитель ешивы Толдот Йешурун и крупнейшего русскоязычного гмаха.
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Бенцион Зильбер
Кисти цицит «распушаются». Пытаться остановить процесс или бежать за новым талитом?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.