Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно носить цицит?

Темы: Цицит, Талит, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом, рав! Скажите, как правильно носить талит катан. Имеет ли значение, как и на сколько сантиметров выглядывает цицит из-под одежды, или его вообще можно прятать под одежду? И если нет возможности на шахарит одеть талит гадоль, необходимо ли держать в руках и целовать(?) цицит талит катан?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Здесь — хитросплетение алахи (еврейского закона), каббалы и обычаев разных общин. В общем, ответ на Ваш вопрос следующий: ашкеназские евреи обычно носят цицит под рубашкой, но кисти цицит оставляют снаружи; сефардские евреи обычно носят цицит под рубашкой и кисти также заправляют внутрь; хасидим обычно носят цицит поверх рубашки, иногда сверху надевают жилетку или длинный пиджак.

Теперь кратко коснемся причины этих различий. Шулхан Орух (8:11) пишет, что заповедь талит катан (цицит) выполняется, когда цицит надевают поверх одежды, чтобы постоянно видеть их и чтобы они напоминали о заповедях Вс-вышнего. Так проще всего выполнить заповедь Торы (Бэмидбар 15:39,40): «И будет она (нить тхелет) у Вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Вс-вышнего и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию. Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Б-гу Вашему». Однако по мнению многих алахических авторитетов достаточно, чтобы только кисти цицит были снаружи, а сам талит катан надевают под рубашку (а-Шло в начале трактата Хулин, Маген Авраам 8:13, Левуш 8:10, Мишна Брура 8:25). Именно таков наиболее распространенный обычай ашкеназских евреев: надевать цицит под рубашку, а кисти оставлять снаружи. Кроме того, Мишна Брура (8:26) настаивает: даже тем, кто живет среди неевреев, следует оставлять кисти цицит снаружи или, хотя бы, засовывать их в карман. Понятно, что если в силу известных причин такой возможности нет, разрешено прятать цицит полностью — даже в этом случае человек выполняет заповедь. Только во время благословения на цицит кисти должны находиться снаружи в течение времени, за которое можно пройти 4 амот — приблизительно 2 метра (Мишна Брура 8:25).

Не существует определенных правил, какой длины должна быть часть цицит, остающаяся снаружи. Обычно стараются, чтобы снаружи оставалась большая часть узлов и нити. Необходимо следить, чтобы 2 кисти были спереди и 2 сзади, так, чтобы человек был «окружен заповедями» со всех сторон (Шулхан Орух 8:4).

По мнению Аризаля (приводится в книге его ученика Рава Хаима Виталя Шаар а-Каванот стр. 7, 2), цицит следует надевать под одежду. Многие считают, что сами кисти также должны быть под одеждой. Именно таков наиболее распространенный обычай сефардских евреев: надевать цицит под одежду и кисти оставлять внутри. В книге Йехавэ Даат (ч. 2:1) рав Овадья Йосеф в подробностях разъясняет этот обычай.

Многие хасидим носят цицит поверх рубашки, а сверху надевают жилетку или длинный пиджак. Так они стараются поступать согласно обоим мнениям: и по Шулхан Оруху — надевать цицит сверху, и по Аризалю — под одежду.

Перейдем к Вашему следующему вопросу. Мицва держать цицит во время чтения Шма относится также и к цицит талит-катана. Обычно держат все 4 кисти. Если нет такой возможности, можно держать 2 передние кисти.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Обязательно ли весь день ходить в талите?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.