Здравствуйте! У меня возник вопрос, касающийся завязывания нитей цицит «малого талита». Я решила сделать мужу «малый талит» сама, но столкнулась с такой проблемой. В «Кицур Шулхан Арух» написано: «В “малом талите” делают два отверстия по обе стороны диагонали, идущей от угла талита. Четыре нити цицит, не сложенные вдвое, вдевают в одно из них и вынимают через другое. Таким образом, получается, что из каждого отверстия выходит пучок из четырех нитей; их связывают в узел, который оказывается плотно прилегающим к этим отверстиям» (даже рисунок прилагается). Вот только на всех покупных «малых талитах» моего мужа в каждом углу по одному отверстию, через которое продеты нити цицит и завязаны с краю талита. Как быть? Какой способ завязывания нитей является правильным? И почему написанное в «Кицур Шульхан Арух» расходится с тем, что мы покупаем в еврейских магазинах?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем ответить на него, следует сделать важное замечание. В Шулхан Арухе (14:1) сказано, что женщина может делать цицит. Рамо, в свою очередь, приводит противоположное мнение и добавляет: поэтому изначально необходимо, чтобы цицит делал именно мужчина.
Спор заключается в том, как объяснить слова Торы (Бемидбар 15:37) в главе, где речь идет о заповеди цицит: «И скажи сынам Израиля…». По мнению Шулхан Аруха, слова «сыны Израиля» означают «евреи» — поэтому цицит, сделанный неевреем не будет кошерным. Рамо же считает, что слова «сыны Израиля» означают «еврейские мужчины» — поэтому цицит, сделанный женщиной, не будет кошерным.
Поэтому на практике у ашкеназим не представляется возможным, чтобы цицит делала женщина. Во многих общинах сефардских евреев также не принято, чтобы циицт делала женщина (Бен Иш Хай, гл. Лех леха 2).
Что же касается количества отверстий в циците, это также зависит от обычая. Литовские и сефардские общины обычно делают одно отверстие, а многие хасидские общины — два.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
А если живёшь среди неевреев?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Бенцион Зильбер
Я слышал через «третьи руки», что один раввин высказал сомнение на этот счёт…
Рав Яков Шуб
Можно носить поменьше?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.