Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как-то лихо Йеуда приговаривает Тамар к сожжению...

Темы: Йеуда, Прелюбодеяние, Тамар, Смертная казнь, Овадья Климовский, Левиратный брак

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые равы! 1.Почему Иегуда счел Тамар ЗОНА (встретив ее на дороге), а посланный им адуламитянин (чтобы отдать обещанного козленка) ищет КДЕШУ? 2. Как-то лихо Иегуда приговаривает Тамар к сожжению. Она ведь официально ВДОВА и не состоит ни с кем в браке. Соответственно, обвинить в прелюбодеянии её нельзя(!), и является ли казнь сожжением именно той казнью, которой следует наказывать прелюбодейку? Тода раба. Дмитрий

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Дмитрий!

1. Кдеша и зона — синонимы, Тора использует оба слова.

2. Этот вопрос интересовал многих комментаторов. Их объяснения можно свести к трем основным: согласно первому, хотя Законы Торы в то время еще не действовали, семья Яакова и некоторые праведники исполняли их по возможности и тогда. Некоторые комментаторы говорят, что бейт-дин (суд) Шема постановил: вдова, официально ожидающая, что брат покойного мужа возьмет ее в жены, считается замужней. Поэтому ее поступок является прелюбодеянием. А поскольку Тамар была дочерью Шема (как приводят Раши и Тосфот), священника Всевышнего (Шем — он же Малки-Цедек), ее полагалось казнить через сожжение.

Согласно второму объяснению, такое постановление было вынесено в качестве меры устрашения. Бейт-дин имеет право в исключительных случаях наказывать нарушителей гораздо строже, чем им полагается по Закону Торы, если это поможет предотвратить подобные нарушения в будущем. Суд пользовался этим правом, когда люди начинали слишком легкомысленно относиться к тому или иному нарушению. Тогда очередного нарушителя наказывали строже — для устрашения. А здесь женщина из уважаемой семьи вдруг совершает такой грех (как полагали судьи).

Рамбан считает, что Йеуда лично приговорил ее к такому наказанию за… оскорбление царского достоинства — ведь он был вроде правителя в своей округе. Так как всем было известно, что Тамар, назовем это так, пусть и условно, но помолвлена с его младшим сыном, — подобное ее поведение расценивалось как «оскорбление короны». Способ же казни был выбран в соответствии с ее коэнским происхождением.

Раби Йеуда а-Хасид писал, что никто и не собирался казнить Тамар, слова же «будет сожжена» лишь означают, что ей следует выжечь на лбу клеймо (как было принято в некоторых мусульманских странах до недавнего времени, как пишет Мальбим), свидетельствующее о совершенном прелюбодеянии.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.