Темы: Суббота, Забота о здоровье, Яков Шуб, Лекарства
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые господа! В ответе уважаемого рава Шуба прочитал, что есть «общий запрет мудрецов принимать лекарства в субботу». Да ведь есть случаи, ни о ком не будет сказано, когда лекарство надо принимать каждый день? Как быть? Борис
Уважаемый Борис, большое спасибо за Ваш вопрос. Раньше, чтобы изготовить лекарства, необходимо было растолочь лечебные травы, а это является одной из 39 мелахот (работ), запрещенных Торой в субботу. Мудрецы запретили принимать лекарства в субботу, поскольку существует опасение, что человек, почувствовав себя плохо, захочет приготовить себе лекарство и, таким образом, совершит действие, запрещённое в субботу. Хотя фармацевтическая промышленность ушла далеко вперед, запрет принимать лекарства остаётся, тем не менее, в силе.
Но существует несколько исключений. Во-первых, разумеется, запрет не касается человека, жизни которого угрожает опасность. Во-вторых, он также не касается человека, который является «больным, жизни которого не угрожает опасность». Т.е. человеку, который настолько болен, что вынужден лежать в постели или чувствует из-за болезни слабость или ломоту во всем теле, принимать лекарства разрешено (Рамо 328:37).
И тому, кто еще не настолько плохо себя чувствует, чтобы лежать в постели, но понимает, что если не принять лекарство, состояние может ухудшиться и придётся лечь в постель, также разрешено принимать лекарства — чтобы предотвратить дальнейшее развитие болезни (Шмират Шабат кэ-Илхата 34, прим. 76, Игрот Моше 3:53).
В-третьих, существует мнение, что если врачи прописали человеку принимать лекарство в течение нескольких дней и один из этих дней приходится на субботу, то следует принимать лекарство даже в субботу, если пропуск одного дня может повлиять на процесс лечения (например, когда человеку прописали курс антибиотиков и т.п.). Одна из причин разрешения: обычно в таких случаях лекарства готовят заранее, следовательно, нет опасения, что человек захочет начать готовить их именно в субботу и совершит запрещенные работы, как сказано выше. Это касается также человека, который не настолько болен, чтобы лежать в постели и не чувствует из-за болезни недомогания во всем теле (Сэфер а-Хаим 328, см. также Шмират Шабат кэ-Илхата 34, прим. 76).
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Бенцион Зильбер
Что можно и чего нельзя делать 9 ава? Что разрешено больному? Должна ли женщина идти в этот день в синагогу? 9 ава — это Шаббат?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Гилель Инджи
А желатин?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Моше Сытин
Разрешено ли это вообще, принимать лекарства в посты?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.