Темы: Наказание, Моше, Брит мила, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, объясните, пожалуйста, почему Всевышний ХОТЕЛ УМЕРТВИТЬ Моше на дороге в Египет, когда Сам же послал его вывести еврейский народ из рабства (Шмот 4,24)? И что значит, когда Ципора ОБРЕЗАЛА сына и сказала: «Истинно, (в) крови суженый — ты мне», Моше НЕ БЫЛ УМЕРЩВЛЁН? Что значат эти её слова: «(в) крови суженый — за обрезание» (Шмот 4,25—26)? Почему, обрезание сделал не Моше, а Ципора? С уважением, Михаил
Шалом и браха, уважаемый Михаил!
1. Моше шел, чтобы выполнить заповедь Творца — вывести евреев из Египта. Но и выполнить заповедь обрезания новорожденного сына он должен был, не откладывая. Гмара Нэдарим (31 б) приводит объяснение, согласно которому у Моше были соображения, почему следует отложить обрезание. Но Всевышний посчитал эти соображения ошибочными, а с такого праведника, как Моше, строго спрашивается даже за малейшие просчеты.
2. Действительно, Моше остался жив, но только благодаря вовремя сделанному сыну обрезанию. Об этом и говорила Ципора: еще немного — и из-за тебя (есть комментаторы, которые объясняют, что она обращалась к ангелу, говоря о муже, а есть — что к ребенку, так как женщины называют только что обрезанного ребенка хатан) мой муж мог погибнуть. Почему Ципора назвала мужа «жених»? Есть интересное объяснение одного из комментаторов: она намекнула, что Моше отложил обрезание не по своей вине. Дело в том, что ее отец — Итро — не разрешил Моше обрезать сына, на это и намекает слово хатан, означающее на святом языке как «жених», так и «зять».
3. Почему Ципора употребляет слово «кровь» во множественном числе (дамим, а не дам)? Это два этапа обрезания: хитух и приа — собственно обрезание крайней плоти и натягивание оставшейся соответственно.
4. Моше был в опасности и у него не было сил ничего делать, поэтому пришлось обрезание делать жене. По одному из мнений мудрецов (Авода зара 27а), мать тоже может сделать сыну обрезание. Согласно другому мнению, приходится объяснять, что она только «организовала» это обрезание, но выполнили его другие. В комментарии Тора Тмима на Берейшит (17:13) приводится, что она лишь начала делать обрезание, а основную его часть выполнил все же сам Моше.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Прошу разъяснить действия Ципоры
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Куклин
Почему обрезание младенцу делают именно на восьмой день?
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.