Темы: Йосеф, Египет, Значение слов в Торе, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. В нескольких вариантах перевода книги Бэрешит на русский и английский языки мне встречалось упоминание о том, что, истолковав сон Фараона, Йосиф советует ему сохранить пятую часть урожаев семи сытых лет (химмеш эт эрэц мицрайм). Если действительно речь идёт о пропорции, то почему именно 1/5? Ведь Йосиф мог установить как меньшую долю (с учётом того, что заготовлено было с излишком, который продавался иностранцам), так и бОльшую долю (если даже одной пятой урожая было достаточно на целый год). При этом не могу не заметить, что на вашем сайте приводится и другой перевод: «34. Да содеет Паро, и назначит он распорядителей над землею, и СНАБДИТ он землю Мицраима за семь лет сытости». Этот вариант вызывает другой вопрос: В следующем предложении говорится: «И соберут ВСЁ съестное этих добрых лет наступающих, и пусть заготовят зерно под рукою Паро — съестное в городах — и хранят». Что же в таком случае оставлялось для пропитания в сами эти годы? Спасибо, Борис
Здравствуйте, уважаемый Борис!
По сути, Ваши два вопроса не связаны друг с другом.
1. Некоторые комментаторы приводят альтернативное объяснение слову химеш — «поторопит», «подвигнет» — ведь речь идет о том, чтобы люди отдали часть урожая. Но простое объяснение — что имеется в виду пятая часть — признается практически всеми. Комментаторы замечают, что обычный налог составлял 10%, поэтому все, что сделал Йосеф, — увеличил этот налог вдвое. Очевидно, он рассчитал, что при особо богатом урожае, который ожидался в эти годы, такого налога хватит и для того, чтобы прокормить страну, и на продажу. Поэтому не было смысла увеличивать его — ведь хороший правитель заботится о народе, а не только о пополнении казны. С другой стороны, так как того, что оставалось, хватало с избытком, стоило подумать и о продаже, и не уменьшать налог. Даже если не ради пополнения казны, то просто из человеколюбия, если есть возможность поддержать и других в годы голода.
2. Радак и рабейну Бехае говорят, что слова «все съестное» означают именно ту пятую часть, которую предполагалось изымать. Остальным люди распоряжались по своему усмотрению.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте:
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Ефим Свирский
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.