Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Йосеф решил сохранить именно пятую часть урожая?

Темы: Йосеф, Египет, Значение слов в Торе, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Добрый день. В нескольких вариантах перевода книги Бэрешит на русский и английский языки мне встречалось упоминание о том, что, истолковав сон Фараона, Йосиф советует ему сохранить пятую часть урожаев семи сытых лет (химмеш эт эрэц мицрайм). Если действительно речь идёт о пропорции, то почему именно 1/5? Ведь Йосиф мог установить как меньшую долю (с учётом того, что заготовлено было с излишком, который продавался иностранцам), так и бОльшую долю (если даже одной пятой урожая было достаточно на целый год). При этом не могу не заметить, что на вашем сайте приводится и другой перевод: «34. Да содеет Паро, и назначит он распорядителей над землею, и СНАБДИТ он землю Мицраима за семь лет сытости». Этот вариант вызывает другой вопрос: В следующем предложении говорится: «И соберут ВСЁ съестное этих добрых лет наступающих, и пусть заготовят зерно под рукою Паро — съестное в городах — и хранят». Что же в таком случае оставлялось для пропитания в сами эти годы? Спасибо, Борис

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Борис!

По сути, Ваши два вопроса не связаны друг с другом.

1. Некоторые комментаторы приводят альтернативное объяснение слову химеш — «поторопит», «подвигнет» — ведь речь идет о том, чтобы люди отдали часть урожая. Но простое объяснение — что имеется в виду пятая часть — признается практически всеми. Комментаторы замечают, что обычный налог составлял 10%, поэтому все, что сделал Йосеф, — увеличил этот налог вдвое. Очевидно, он рассчитал, что при особо богатом урожае, который ожидался в эти годы, такого налога хватит и для того, чтобы прокормить страну, и на продажу. Поэтому не было смысла увеличивать его — ведь хороший правитель заботится о народе, а не только о пополнении казны. С другой стороны, так как того, что оставалось, хватало с избытком, стоило подумать и о продаже, и не уменьшать налог. Даже если не ради пополнения казны, то просто из человеколюбия, если есть возможность поддержать и других в годы голода.

2. Радак и рабейну Бехае говорят, что слова «все съестное» означают именно ту пятую часть, которую предполагалось изымать. Остальным люди распоряжались по своему усмотрению.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте:

Почему Йосеф так вёл экономику в Египте?

Почему Йосеф не искал свою семью?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.