Темы: Танах, Давид, Пророки, Шауль, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! В 1. Царств17:54—58, по этому тексту 2 вопроса. Почему Давид отнёс голову филистимлянина в Иерусалим, и почему Саул спрашивает о Давиде Авенира: «Чей сын этот юноша?». Ведь Саул знал Давида, что хотел узнать Саул? Алексей
Здравствуйте, уважаемый Алексей!
1. В те времена, как мы можем видеть из Танаха, очень большую роль играла символика. Слова зачастую подкреплялись неким наглядным действием, особенно, если требовалось донести до людей какую-то важную мысль. Часто этим пользовались пророки. Так, например, поступил лжепророк Цидкия бен-Кнаана, подражая настоящим пророкам (см. Царей I 22). Желая убедить царя выйти на войну и суля ему победу, он сделал железные рога, как бы «наглядно показывая»: так ты проткнешь своих врагов. Давид хотел донести до всего народа известие, что опасность от филистимлян и, в особенности, от Гольята, им более не грозит.
2. Ваше замечание верно. Разумеется, Шауль хорошо знал и любил Давида.
Большинство комментаторов сходятся во мнении, что Шауль спрашивал не о самом Давиде, а о его отце.
По мнению некоторых комментаторов, на Шауля уже тогда низошел «дурной дух», о котором говорится впоследствии, и он позабыл, из какой семьи происходит Давид.
По мнению других, царя Шауля заботило, можно ли полагаться на Давида, как на воина, и поэтому он поинтересовался, чем занимается его отец. Потому что есть существенное различие между просто крепким юношей, и тем, кто получил соответствующие навыки от отца.
Разумеется, замечают третьи, царь заинтересовался происхождением Давида серьезнее после того, как ему стало ясно, что придется выполнить свое обещание (см. в начале главы) и выдать за него свою дочь.
Мудрецы Талмуда (Йевамот 76) приводят предание, которое гласит: Шауль, конечно же, прекрасно знал семью Давида — это была одна из самых знатных и уважаемых семей колена Йеуды. Вопрос его заключался лишь в том, от какого из сыновей Йеуды происходит Давид: если от Переца, то быть ему царем, если же от Зераха — занимать высокую должность.
Царь, будучи сам большим праведником, обладал духовным зрением и понимал, что у его юного слуги большое будущее — он видел в нем не просто могучего воина, но человека с высокой духовностью. Кроме того, предание говорит, что доспехи, которые Шауль предложил Давиду за неимением других, должны были быть ему велики — Шауль был очень высоким человеком. Однако чудесным образом они пришлись ему впору. В этом Шауль усмотрел знак, что Давида ждет величие[1]. (Кстати, сам Давид тоже это понял, и именно поэтому отказался от доспехов под предлогом, что они ему все-таки велики. На самом деле он не хотел расстраивать Шауля — ведь любому неприятно знать, что его царство будет отдано другому).
С уважением, Овадья Климовский
[1] Будущее воцарение Давида не беспокоило Шауля, пока злые языки не наговорили ему, что Давид собирается отнять у него корону еще при жизни (сам Шауль был уверен, что его царство продлится как минимум несколько поколений), но это уже отдельная тема.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Хава Куперман
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.