Темы: Танах, Давид, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Рав. Во 2-ой книге Царств написано: «9 И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч» (2Цар.24:9). А в книге 1Цар.21:5 написано: «5 И подал Иоав Давиду список народной переписи, и было всех Израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и Иудеев — четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч». Вопрос: почему разные цифры? Ведь в Писаниях ошибки нет. Объясните, пожалуйста. С уважением, Юрий
Шалом и браха, уважаемый Юрий!
Вы совершенно правы — в Писаниях не бывает ошибок, и если существуют разночтения, то лишь затем, чтобы таким образом передать нам дополнительную информацию. Причем, чем более очевидны «нестыковки», тем яснее, что они призваны передать нам какую-то скрытую информацию [1].
Существует несколько вариантов объяснения противоречивым данным в книге Шмуэля и Диврэй а-Йамим. В сборниках Мидраш Шмуэль и Бэмидбар Раба приводится предание о том, что Йоав заготовил два списка — в одном указывалось действительное количество воинов, а в другом — оценка их сил. Мудрецы поясняют, что в результате переписи (как известно, запрещенной Торой[2]) сила воинов уменьшилась. Есть также мнение, что 30 тысяч иудеев погибли от эпидемии, разразившейся в то время в результате подсчета.
Другая «комментаторская линия» объясняет, что в отчете Йоава (см. прим. 2) не была учтена часть жителей Иудеи, а именно левиты и представители колена Биньямина. С другой стороны, из числа исраэлитов не были учтены знать и военачальники. Сопоставляя два стиха, приведенных Вами, можно понять в результате и настоящую ситуацию, и то, как Йоав представил ее царю. Мудрецы говорят (в сборнике мидрашей, приводимом комментаторами), что ключ к пониманию этого противоречия между двумя стихами содержится в третьем стихе — Диврэй а-Йамим I 27:1, где говорится о 24 тысячах военачальников, сменявшихся каждый месяц. Всего их было, соответственно, 24х12=288, и 12 тысяч родоначальников племен — всего 300 тысяч, именно их не учел Йоав. Мудрецы говорят, что это — классический пример применения одного из принципов толкования Торы: «Два стиха противоречат друг другу, а разрешение противоречия содержится в третьем».
С уважением, Овадья Климовский
[1] Ведь если рассмотреть заявление «библейской критики» о том, что эти противоречия доказывают наличие у Писаний разных авторов, не дай Б-г, то логично предположить обратное. Если бы разные люди придумывали и писали эти тексты, то для редакторов, желающих выдать эти Писания за Б-говдохновенные, не составило бы труда заметить и исправить подобные «ошибки». То, что они не сделали этого, напротив, доказывает, что Тора и Писания пророков передавались из поколения в поколение так, как были получены.
[2] Мы ни в коем случае не предполагаем, что царь Давид просто нарушал Тору. Безусловно, у него были аргументы, в соответствии с которыми он имел право отдать такой приказ. Однако Йоав, не будучи ознакомлен с этими соображениями или не соглашаясь с ними, старался выполнить приказ необычным способом, так, чтобы подсчет был неточен, надеясь, что в таком случае нарушения удастся избежать.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Хава Куперман
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Овед, сын Рут и Боаза, и Ишай, сын Оведа, в своем поколении были признаны как люди глубоко праведные. Безусловно, многие постепенно осознали, что брак, от которого произошли такие люди, не мог быть неугоден Б-гу, ведь Б-г не наделяет святостью всех без разбора.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
От чего будет зависеть ход событий?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.