Темы: Эрув, Суббота, Одежда, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Можно ли в шабат вне эрува носить в наружном кармане пиджака платок, который иногда прилагается к галстуку (той же фактуры, расцветки и т.п.)? Его вставляют в наружный карман пиджака так, чтобы было видно. Правда, когда надеваешь верхнюю одежду, его уже не видно, или иногда платок может так завалиться в карман, что его не будет видно, но в книге Шмират Шабат кеильхата, кажется, говорится, что перенос украшений, которые не видны, не является нарушением субботы. Является ли это переносом?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Шулхан Орух (301:11) приводит два мнения о том, можно ли переносить в Шаббат в месте, где нет эйрува («смешения владений»), вещи, которые и являются украшениями, и имеют какое-то назначение помимо этого, например, серебряный ключ. По первому мнению, это запрещено, т.к. люди могут сказать: ключ переносят, чтобы пользоваться им. По второму мнению, такие вещи переносить разрешено.
В любом случае, ситуация, о которой Вы спрашиваете, гораздо легче, чем та, о которой говорит Шулхан Орух, поскольку никто не использует такой платок по прямому назначению, а только для украшения. Т.е., иными словами, он полностью превратился в часть одежды. Соответственно, разрешено носить платок, который подходит по расцветке к галстуку и находится в кармане пиджака, поскольку он предназначен только для украшения (ШШК 18:25). Нет проблемы в том, что его не видно, когда надевают верхнюю одежду.
Но если такой платок используют и для других целей, переносить его запрещено.
В принципе, когда платок используется для украшения, достаточно просто вставить его в карман пиджака так, как его обычно переносят (Шулхан Орух а-Рав 301:2). Однако если есть опасение, что он может выпасть, например, когда снимают и одевают верхнюю одежду (т.е. если уже были такие случаи), то его необходимо пришить, поскольку есть опасение, что человек поднимет его и перенесёт в руке там, где нет эйрува.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Бенцион Зильбер
…а золотые часы?
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Гади Поллак
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.