Темы: Медный змей, Йосеф, Наказание, Раскаяние, Моше, Хукат, Змей, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Когда Израильский народ был поражаем в пустыне змеями, почему Моше сделал именно змея, почему не цветок или еще что-то? Почему именно то, что поражало, именно это должно было и исцелить? Игорь
Уважаемый Игорь!
Вы совершенно справедливо заметили: именно то, что поражает, должно быть изображено на шесте.
Рассмотрим, однако, вопрос чуть глубже: а почему наказание было именно в виде жалящих змей?
Найдя ответ на этот вопрос, мы поймем и остальное. Ведь одним из основных принципов этого мира является «мера за меру». Рав Хаим Шмулевич говорил, что у этого принципа могут быть два проявления.
Первое — простое, примерно то, что по-русски называется «как аукнется, так и откликнется». Т.е. человек получает ровно то, что сделал.
Второе — это когда наказание может быть вообще чисто символическим, именно в прямом значении этого слова. То есть, основной его целью будет указать человеку на его ошибку.
Это хорошо иллюстрируется словами мудрецов о наказании Йосефа за его рассказы о неправильном поведении братьев. Он говорил отцу: они пренебрежительно относятся к своим братьям — сыновьям бывших рабынь Леи и Рахели, которые в то время уже стали законными женами Яакова. За это Йосеф был продан в рабство. Он говорил: они засматриваются на женщин, покупающих молоко — и за это ему пришлось вынести приставания жены вельможи в Египте. Эти два случая понятны, и их можно отнести к первому типу, понимая тяжесть прегрешения лашон а-ра (злословия, дурного языка).
Но за то, что он говорил: «Братья неосторожны с законами шхиты (кошерного убоя скота)», наказанием явилось лишь наблюдение за тем, как братья режут козленка, чтобы окунуть его рубашку в кровь и ввести в заблуждение отца. Это наказание явно непропорционально мягче предыдущих — тут мы видим второй тип наказаний, смысл которых — научить человека не ошибаться впредь.
В нашем случае евреи некрасиво отзывались о том, как Всевышний кормит и поит их. Это подобно лашон а-ра, и поэтому наказание пришло в виде змей, как напоминание о первом клеветнике и сплетнике, из-за которого Адам и Хава согрешили и съели запретный плод. Таким образом, наказание должно было напомнить евреям, в чем их ошибка. Повелев изобразить змея на шесте, Творец преследовал ту же цель: чтобы евреи смотрели на него и раскаивались в этом грехе. А как только человек раскаивается, наказание теряет смысл и отменяется. Так и произошло тогда. Сфорно комментирует наш отрывок именно так. Ор а-Хаим а-Кадош добавляет к сказанному очень важную деталь: евреи должны были понять, что не змей убивает, а грех. Это было «наглядно показано» именно тем, что выздоровление было связано с изображением того же змея.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Золотой телец — идол. А медный змей?
Рав Бенцион Зильбер
Чем медный змей лучше золотого тельца?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Михаэль Солганик
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.