Темы: Провидение, Свобода выбора, Гнев, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСперва цитата: «Наши мудрецы сказали, что всякий, кто гневается, подобен идолопоклоннику. Причина этого в том, что в момент гнева он утрачивает веру в Б-га. Ведь если бы он верил, что данная неприятность — от Всевышнего, он бы не гневался вовсе». А вот как быть, если причина гнева — глупость евреев? Не отдельного человека, который имеет право на ошибку, а именно самоубийственная глупость большинства! Это разве Все-ним было заранее детерминировано? Кажется, что это результат свободы выбора. Или даже в этом случае я подобен идолопоклоннику? С уважением, Александр-Исроэль (Москва),
Приведенное Вами высказывание мудрецов основывается на вере в hашгохо протис — Провидение («частное», касающееся каждого отдельного человека). Опуская множество деталей и разногласий по этому вопросу, объясним действие Провидения так:
Всё, что происходит с человеком, происходит не случайно. Каждое событие даёт ему возможность духовно подняться, отреагировав правильно, или духовно опуститься, отреагировав неправильно.
Из такого понимания следует, что независимо от причин, вызвавших данное событие, мы обязаны в первую очередь попытаться холодно проанализировать, какая реакция является наиболее правильной с точки зрения Торы. Есть случаи, когда можно и разозлиться. Например, если кто-то нам будет пропагандировать идолопоклонство, нужно злиться и ненавидеть его. Однако это не означает терять контроль над собой. Потере контроля нет никакого оправдания (кроме Пурима).
Ваше предположение, что у Вс-вышнего нет власти над теми поступками, которые люди совершают в результате свободного выбора, нуждается в пересмотре. Если бы это было так, то мир бы неизвестно до чего докатился. (На самом деле, он действительно докатился, но по заранее выработанному плану!)
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Предопределение и свободная воля
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Авраам Елин
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Шимон Грилюс
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Берл Набутовский
«Как восстал человек на ближнего своего и поразил его насмерть, так и это…»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.