Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как быть, если причина гнева — самоубийственная глупость евреев?

Темы: Провидение, Свобода выбора, Гнев, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Сперва цитата: «Наши мудрецы сказали, что всякий, кто гневается, подобен идолопоклоннику. Причина этого в том, что в момент гнева он утрачивает веру в Б-га. Ведь если бы он верил, что данная неприятность — от Всевышнего, он бы не гневался вовсе». А вот как быть, если причина гнева — глупость евреев? Не отдельного человека, который имеет право на ошибку, а именно самоубийственная глупость большинства! Это разве Все-ним было заранее детерминировано? Кажется, что это результат свободы выбора. Или даже в этом случае я подобен идолопоклоннику? С уважением, Александр-Исроэль (Москва),

Отвечает рав Берл Набутовский

Приведенное Вами высказывание мудрецов основывается на вере в hашгохо протис — Провидение («частное», касающееся каждого отдельного человека). Опуская множество деталей и разногласий по этому вопросу, объясним действие Провидения так:

Всё, что происходит с человеком, происходит не случайно. Каждое событие даёт ему возможность духовно подняться, отреагировав правильно, или духовно опуститься, отреагировав неправильно.

Из такого понимания следует, что независимо от причин, вызвавших данное событие, мы обязаны в первую очередь попытаться холодно проанализировать, какая реакция является наиболее правильной с точки зрения Торы. Есть случаи, когда можно и разозлиться. Например, если кто-то нам будет пропагандировать идолопоклонство, нужно злиться и ненавидеть его. Однако это не означает терять контроль над собой. Потере контроля нет никакого оправдания (кроме Пурима).

Ваше предположение, что у Вс-вышнего нет власти над теми поступками, которые люди совершают в результате свободного выбора, нуждается в пересмотре. Если бы это было так, то мир бы неизвестно до чего докатился. (На самом деле, он действительно докатился, но по заранее выработанному плану!)

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Предопределение и свободная воля

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.