С какого момента на мужчину ложится обязанность шабата, и как правильно исполнять мицву о добавлении от будней к святости? Спасибо.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Шулхан Орух (261:2) говорит, что существует заповедь добавлять от будничного к святому. Данная заповедь называется тосэфет Шаббат (дополнение к Шаббату). По мнению большинства мудрецов тосэфет Шаббат — это заповедь из Торы (Тосфот, Рош и др.). Приведем некоторые законы, связанные с этой заповедью.
1. Необходимо добавлять от будничного к святому, как до начала Шаббата, так и после его окончания.
2. Изначально делать тосэфет Шаббат, т.е. принимать на себя Шаббат, необходимо с помощью слов. Например, сказав: «Я принимаю на себя святость Шаббата». Если человек не сказал, что принимает на себя Шаббат, а только подумал об этом, то считается, что он также принял на себя Шаббат.
3. Если человек читает до захода солнца, один или в общине, молитву Каббалат Шаббат («Принятие Субботы») и произносит слова Бои бэ-шалом («Приди с миром…») из песни Леха Дойди, или, например, в молитве до Йом-Това (праздника) произносит Мизмор шир ле-йом а-Шаббат («Хвалебная песнь на день Субботы»), то считается, что он принял на себя Шаббат автоматически, даже если не заявил об этом словами. Точно так же, если человек читает вечернюю молитву Маарив заранее, до захода солнца, то с того момента, как он произнес Борху («Благословите…»), считается, что он принял на себя Шаббат автоматически, даже не заявив об этом словами.
4. Принято, что женщины принимают на себя Шаббат с зажиганием свечей.
5. С момента принятия Шаббата запрещено выполнять любые работы, которые запрещены в Шаббат.
6. Минимальное время тосэфетШаббат — 2—5 минут до захода солнца. Чтобы соблюсти эту заповедь по всем мнениям, необходимо принять на себя Шаббат за 30 или, хотя бы, 15 минут до захода солнца.
7. Человек, который принял на себя Субботу, уже не может читать дневную молитву Минха. Поэтому необходимо прочесть Минху заранее, чтобы осталось достаточно времени сделать тосэфет Шаббат до захода солнца, как сказано выше.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Мы почитаем субботу, веря в Творца, который удовлетворяет человеческие потребности. Соблюдение шаббата начинается с подготовки дома и самого себя.
Рав Яков Шуб
Можно ли произносить имя человека, которого обожествили?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.