Темы: Аризаль, Виленский Гаон, Голем, Рав Реувен Куклин, Каббала, Колдовство, Раби Хаим Виталь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ много слышал о практической кабале. Не могли бы объяснить, что это такое. С уважением, Рои.
Уважаемый Рои,
Практическая Каббала — способ влияния на материальный мир с помощью произнесения Имён Всевышнего и воздействия на ангелов (путём заклинания и т.п.) Тора запрещает колдовство, но запрет этот касается лишь имён, обозначающих духовную нечистоту. Более подробно о разнице между практической каббалой и колдовством читайте в статье «Колдовство и Иудаизм».
Применение практической Каббалы упоминается в Талмуде в нескольких местах.
Так, например, в трактате Евамот (49,2) рассказывается, как пророк Ишайау, спасаясь от царя Менаше, произнёс Шем аМефураш (раскодированное Имя Б-га) и был скрыт в стволе кедрового дерева. В трактате Санедрин (95,2) идёт речь о том, как Авишай бен Цруя спас царя Давида от смерти, и это тоже с помощью Шем аМефураш. Подобный метод использовали и Мудрецы Талмуда в трактатах Бехорот (8,2) и Хулин (105,2). В Трактате Санедрин (65,2) описывается, как Рава создал «человека», пользуясь Святыми Именами, упоминаемыми в «Книге Созидания» (Сефер Ецира), а раби Ханина и раби Ошайя каждый раз в канун Субботы, пользуясь Именами из той же книги, производили телёнка, которого затем с аппетитом съедали за субботним столом.
Об использовании практической каббалы говорится и в других древних источниках. Например, в книге «Пиркей а-Йехолот» написано, что раби Ишмаэль и раби Акива использовали каббалу для укрепления памяти и понимания.
Не смотря на всё это, величайший из каббалистов Аризаль (раби Ицхак Лурия), энергично выступал против использования Имён Творца. Ученик Аризаля раби Хаим Виталь в книге «Шаар а-Мицвот» (глава Шмот) приводит случай, когда, на вопрос, почему запрещено пользоваться практической каббалой, ведь известно, что в ранних поколениях это допускалось, получил от Аризаля следующий ответ:
Непременным условием для пользования каббалой является полная духовная чистота, а в наше время это условие соблюсти невозможно. Каждый, хотя бы раз, осквернился прикосновением или приближением к мёртвому телу. Снять эту нечистоту можно лишь пеплом красной коровы, которого у нас нет.
Раби Хаим Виталь приводит и дополнительный ответ своего Учителя: использовать потенциал практической каббалы может лишь абсолютный праведник, человек, в жизни не совершивший ни одного греха, праведник, к которому даже Ангел Смерти относится с почтением (такой вид праведника приводится в трактате Эрувин (35, 2)). В наше время такого человека попросту не существует.
В предисловии к «Сефер а-Плия» раби Хаим Виталь пишет: «Никому не рекомендуется использовать эту возвышенную мудрость, недаром секреты Каббалы скрыты от живых — в них кроется реальная опасность для души. Это верно ещё в большей степени для людей, гоняющихся за, всякого рода, “именами”, “заклинаниями” и “талисманами”. Занятия всеми этими вещами могут, не дай Б-г, отсечь человека от Источника жизни, так же как и попытки воздействовать на ангелов. Ничего, кроме вреда это принести не может, а потерять они могут и Этот мир, и мир Грядущий».
Против применения практической каббалы выступили все авторитеты в этой области. Например, РаМаК (Шаар Прати, А-Шемот,21,1), Виленский Гаон (Эвэн Шлема). РаМХаЛь (Игрот) свидетельствует о себе, что ни разу не посмел использовать свои познания в каббале, так как на это существует «безусловный запрет». В этом ключе можно было бы привести ещё множество высказываний великих Мудрецов-каббалистов.
И всё же, даже в наши дни, запрет на применение каббалы не является абсолютным. В предисловии к «Сефер а-Плия» раби Хаим Виталь пишет: «В исключительных случаях, а также для общественных нужд, пользоваться практической каббалой разрешено, — и добавляет, — Но и тогда это следует делать, соблюдая святость и духовную чистоту, наложив на себя пост и сменив одежду».
И действительно, известно несколько случаев, когда руководители еврейских общин применяли методы практической каббалы. Например, в книге «Шем а-Гдолим» (1, 163) рассказывается, как раби Элияу, глава раввинского суда в Хельме, создал «человека», пользуясь «Сефер Ецира». Широко известно и народное предание о созданном Мааралем из Праги «големе». Говорят, что и Гаон из Вильны предложил графу Потоцкому освободиться от церковного суда и жестокой казни (как известно, граф Потоцкий происходил из польской знати, но, оставив все наследные блага, перешёл в иудаизм, а затем был сожжён «за предательство» церковным судом) с помощью практической каббалы.
С уважением, Реувен Куклин.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Раби Хаим Виталь,
из цикла «Врата святости»
Держись смирения, приводящего к духу святости, и будь подобен порогу, который топчут большие и малые. Закрой уши, чтобы они не слышали сплетен, злого языка и пустых разговоров, будь глух к ним
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Великий в знаниях и в своих душевных качествах, человек исключительных способностей, настоящий праведник, Виленский Гаон каждый поступок взвешивал на весах мудрости.
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
Что говорит об этом Шивхей а-Ари?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Что значит «высчитывать времена»?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.