Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У меня нет денег на проведение седера

Темы: Реувен Куклин, Песах, Пасхальный седер, Диаспора

Отложить Отложено

Ребе, я очень люблю Песах, вот купил билет на Седер, но у нас в общине Седер проводят во второй день Песаха. А в первый месяц, в четырнадцатый день месяца, в сумерки — Песах Б-гу у нас в общине делают только по приглашению председателя общины… А у меня ситуация такая — я всегда делаю седер в первый день, а в этом году у меня настолько мало денег что, Барух hаШем, вообще смог купить мацу и билеты на седер. И занять — у меня столько долгов, что, наверное, никто и не займет, чтобы сделать седер дома в первый день Песаха. До слез хочется в первый день, мы ведь именно в это время принесли Пасхальную жертву и вышли, а не на следующий день, выходили все вместе, и бедные, и богатые. Я даже представить не могу, чем еще можно заниматься в первый день Песаха, у всех седер, а мне что делать? Получается, что я в Египте остаюсь, но я не хочу. Я понимаю, что первый день удваивается, пусть удваивается… Скажите, я сильно нарушаю тем, что седер у меня во второй день Песаха? И чем мне заняться в первый день? Вы извините, но я написал город другой, не хочу, чтобы про нашу общину знали такое.

А, Москва.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый А.,

Очень важно сделать Седер также в первый день. Более того, в первый день провести Седер гораздо важнее, чем во второй, поскольку заповедь Седера в первую ночь — из Торы (ми-де-орайта), а во второй день это заповедь мудрецов (ми-де-рабанан).

Сделать Седер Вы, несомненно, сможете сами. Это не так тяжело, по крайней мере, выполнить самые важные законы лейл аседер.

По Торе необходимо в эту ночь съесть кусочек мацы величиной со спичечный коробок и рассказать о выходе из Египта. Несмотря на то, что предпочтительно есть мацу, выпеченную вручную, если нет такой мацы, можно выполнить заповедь и с мацой машинной выпечки.

Если у Вас нет текста Пасхальной Агады, напишите, я Вам вышлю его на русском или на иврите. Прочтя его, Вы выполните повеление рассказывать о выходе из Египта.

Заповедь мудрецов — выпить в эту ночь 4 стакана вина (либо виноградного сока) в соответствии с тем порядком, который приводится в Агаде. Вино должно быть, конечно же, кошерным. Если нет кошерного вина, Вы можете сами выжать сок из винограда.

В качестве хазерет можно использовать листья салата-латука (Lettuce). Подробнее о проведении Седера Вы сможете прочитать здесь, а также здесь.

Даже если у Вас нет ничего из вышеперечисленных вещей, Вы можете в эту ночь читать Агаду и выполнить, таким образом, повеление рассказывать о выходе из Египта. Подробнее о заповеди рассказа об Исходе читайте здесь.

Таким образом, Вы сможете отлично провести Пасхальный Седер и выполнить все заповеди, связанные с ним, без больших затрат.

Хочу добавить, что рав Ицхак Зильбер (зацаль) в своей статье Лагерный Седер Песах рассказывает о том, как он «умудрился» выполнить заповедь о Пасхальном Седере, будучи в сталинском лагере. Это нас учит, что еврей, с Б-жьей помощью, может выполнить эту заповедь почти во всех ситуациях.

С уважением, Реувен Куклин

Смотрите: Пример проведения Пасхального Седера

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.