Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Считается ли и сейчас в иудаизме, что глава семьи — непременно муж?

Темы: Рав Реувен Куклин, Муж и Жена, Роли супругов

Отложить Отложено

Считается ли и сейчас в иудаизме, что глава семьи — непременно муж? И какие конкретно права и обязанности обоих супругов подразумевает современный иудаизм? Лена, Беэр-Шева

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Лена,

Законы и установления Торы — не человеческое изобретение. Они были даны Творцом мира, Который обладает абсолютным знанием человеческой природы и людских потребностей. Поэтому, в отличие от человеческих законов и установлений, законы и установления иудаизма не изменяются со временем. Таким образом, когда речь идёт об отношениях между мужем и женой и об их обязанностях с точки зрения Торы, нам надо знать, что законы, которые работали тысячелетия назад, работают и сегодня, ведь природа мужа и жены не изменилась. И удивительно видеть, насколько эти древние законы отвечают нуждам современной семьи.

Теперь попытаемся ответить на Ваши вопросы.

Действительно, в еврейской семье муж является главой. Но это не означает, что он должен «подавлять» всех в доме; это означает, прежде всего, что жена должна оказывать ему уважение. Об этом пишет Рамбам (Законы супружества 15, 20): «Повелели мудрецы жене уважать мужа свыше всякой меры, и пусть будет на ней страх пред ним, и пусть делает всё в соответствии с его указанием, и пусть будет он в её глазах как вельможа или царь, пусть она поступает, как желанно его сердцу, и устраняет всё, что ему отвратительно». Т.е. женщина должна настолько уважать своего мужа, чтобы он был для неё подобен царю. И в силу уважения, которое она испытывает к нему, делать всё только в соответствии с его указанием. И если муж не сказал прямо, что следует поступить так-то и так-то, но жене известно, что таково его желание, она должна поступить так, как он хочет, — из любви и уважения.

Но уважение требуется не только от жены. Муж также обязан глубоко уважать свою жену, любить её и заботиться о её благе. Пишет Рамбам: «Повелели мудрецы, чтобы муж уважал жену больше, чем себя, и любил её так же, как себя. И если есть у него средства, пусть умножает ей всякие блага в соответствии со средствами, и пусть не наводит на неё лишнего страха, и пусть будет разговор его с ней мягким, без раздражения и гнева».

В заключение Рамбам пишет: «И это обычай дочерей Израиля и сыновей Израиля, святых и чистых в своём супружестве, и с этими обычаями будет их совместная жизнь прекрасна и достойна похвалы».

В наше время, когда демократия является одним из наиболее почитаемых идолов, каждый из супругов провозглашается главой семьи. Отсюда берут начало многочисленные конфликты современной семьи: ведь каждый должен «подтвердить свой статус». Но жизнь показывает, что единства и взаимной любви в семье можно достичь только «по Рамбаму».

Что касается Вашего вопроса об обязанностях супругов в отношении друг друга.

Муж обязан доставлять жене пропитание, одежду; если жена заболела, муж обязан лечить её; если попала в плен — обязан выкупить её. Если жена умерла — обязан похоронить её. Интересно отметить, что одной из обязанностей мужа по отношению к жене является супружеская близость.

С другой стороны, муж получает в собственность те вещи, которые сделала его жена. Это право мудрецы дали ему «в обмен» на пропитание, которое он доставляет жене. Однако если жена не заинтересована в пропитании, которое доставляет муж, она вправе заявить: «Я не получаю пропитания и не произвожу вещей», и, тем самым, муж не будет иметь право в том, что сделал или заработала его жена. В противоположность этому, муж не имеет права отказаться «кормить» жену, даже если будет согласен отказать от права в деяниях ее рук.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Евреи! Почему, зная прописные истины семейного счастья, вы распространяете утопические идеи в СМИ?!

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.