Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему обращение к Б-гу — в женском роде?

Темы: Рав Реувен Куклин, Иврит, Молитва, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Здравствуйте! В некоторых молитвах, например, «Модим» в тфилат Амида говорится «модим анахну лах…» («Благодарим Тебя»). Почему обращение в женском роде («лах», а не «лэха»)? Спасибо! Тоня, Хайфа

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Тоня!

В языке Танаха, когда это обращение стоит в конце стиха или в середине стиха перед паузой (там, где за ним должна следовать точка или запятая), слово лэха (м.р.) принимает форму лах (в остальных случаях передающую обращение к лицу женского пола).

Приведу несколько примеров:

1. Бэрейшит 3, 18. Всевышний говорит Адаму: «И терние, и волчец произрастит она тебе (лах); и будешь питаться полевою травою».

2. Бэрейшит 4, 6. Из слов Всевышнего Каину: «Отчего досадно тебе (лах)? И отчего поникло лицо твоё?».

3. Бэрейшит 4, 12. Ещё говорит Всевышний Каину: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя (лах); изгнанником и скитальцем будешь ты на земле».

4. Бэрейшит 14, 21: «И сказал царь Сдомский Аврааму: отдай мне души, а имущество возьми себе (лах)».

5. Бэрейшит 14, 23. Авраам отвечает царю Сдома: «Что от нитки до ремешка от обуви — не возьму из всего твоего (лах), чтобы ты не сказал: “Я обогатил Аврама”».

И подобных примеров можно найти ещё много.

Это же относится и к другим местоимениям.

Например, к местоимению бэха (тобой, собой): на конце стиха или перед паузой оно принимает форму бах (созвучную форме женского рода).

Например:

Бэмидбар 21, 7: «И пришёл народ к Моше, и сказали они: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя (бах); помолись Господу, чтобы удалил от нас змеев. И молился Моше за народ».

Местоимение отха (тебя) также приобретает форму отах.

Например:

1. Бэрейшит 27, 8. Ривка говорит сыну: «Теперь же, сын мой, послушайся голоса моего в том, что я прикажу тебе (обяжу тебя — отах)».

2. Дварим 28, 51. Из проклятий, которые ожидают еврейский народ, если он не пойдёт путём Всевышнего: «И будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не будешь разорён, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни приплода быков твоих, ни приплода овец твоих, доколе не погубит тебя (отах)».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Почему мы не обращаемся к Всевышнему на Вы?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.