Темы: Рав Реувен Куклин, Иврит, Молитва, Значение слов в Торе
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! В некоторых молитвах, например, «Модим» в тфилат Амида говорится «модим анахну лах…» («Благодарим Тебя»). Почему обращение в женском роде («лах», а не «лэха»)? Спасибо! Тоня, Хайфа
Уважаемая Тоня!
В языке Танаха, когда это обращение стоит в конце стиха или в середине стиха перед паузой (там, где за ним должна следовать точка или запятая), слово лэха (м.р.) принимает форму лах (в остальных случаях передающую обращение к лицу женского пола).
Приведу несколько примеров:
1. Бэрейшит 3, 18. Всевышний говорит Адаму: «И терние, и волчец произрастит она тебе (лах); и будешь питаться полевою травою».
2. Бэрейшит 4, 6. Из слов Всевышнего Каину: «Отчего досадно тебе (лах)? И отчего поникло лицо твоё?».
3. Бэрейшит 4, 12. Ещё говорит Всевышний Каину: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя (лах); изгнанником и скитальцем будешь ты на земле».
4. Бэрейшит 14, 21: «И сказал царь Сдомский Аврааму: отдай мне души, а имущество возьми себе (лах)».
5. Бэрейшит 14, 23. Авраам отвечает царю Сдома: «Что от нитки до ремешка от обуви — не возьму из всего твоего (лах), чтобы ты не сказал: “Я обогатил Аврама”».
И подобных примеров можно найти ещё много.
Это же относится и к другим местоимениям.
Например, к местоимению бэха (тобой, собой): на конце стиха или перед паузой оно принимает форму бах (созвучную форме женского рода).
Например:
Бэмидбар 21, 7: «И пришёл народ к Моше, и сказали они: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя (бах); помолись Господу, чтобы удалил от нас змеев. И молился Моше за народ».
Местоимение отха (тебя) также приобретает форму отах.
Например:
1. Бэрейшит 27, 8. Ривка говорит сыну: «Теперь же, сын мой, послушайся голоса моего в том, что я прикажу тебе (обяжу тебя — отах)».
2. Дварим 28, 51. Из проклятий, которые ожидают еврейский народ, если он не пойдёт путём Всевышнего: «И будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не будешь разорён, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни приплода быков твоих, ни приплода овец твоих, доколе не погубит тебя (отах)».
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Натан Агрес
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Бенцион Зильбер
Язык, на котором Моше записал Тору, более свят, чем иврит?
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Натан Агрес
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «История священного языка»
Рав Реувен Куклин
Рав Натан Агрес
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.