Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что хуже — недоплатить или переплатить?

Темы: Тора и бизнес, Проценты, Ссуда, Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Является ли при возвращении долга минимально повышенная суммы выплаты рибис?

Эрев Тов,

мои друзья и я иногда покупают друг другу продукты в долг. Бывает, что чеки теряются, и поэтому, когда возвращаем долг по памяти, сумма слегка не соответствует долгу. Либо на пару шекелей больше, либо меньше. То есть дал меньше, то как бы не погасил долг, переплатил, то вроде рибис, или? Уважаемые раввины, объясните, как в таких ситуациях правильно поступать.

Большое спасибо,

Меир Лиссерман, Франкфурт

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Меир!

Если Вы должны другому какую-то определённую сумму, запрещено возвращать ему больше этой суммы, даже ненамного (например, вместо 500 — 501). Если же человек не помнит, должен он другому 500 или 501, и даёт 501, чтобы быть уверенным, что он заплатил свой долг, так поступать разрешено. Он даёт больше не потому, что хочет дать больше, не потому, что другой человек сделал ему добро, дав взаймы, а чтобы быть уверенным, что он не остался должен.

Как поступить правильно в случае сомнения? Самое лучшее — прийти к компромиссу между собой, и как решите, так и будет хорошо.

С уважением,

Бен-Цион Зильбер

Читайте: Тора и бизнес.

Материалы по теме

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала

Рав Шауль Вагшал


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.