Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему именно телец?

Темы: Золотой телец, Реувен Куклин, Моше, Пророчество

Отложить Отложено

Шалом! Подскажите, пожалуйста, почему во время ожидания Моше с горы Синай был построен именно телец, а не какое-то другое животное? Иными словами, есть ли какой-то в этом смысл? Связано ли это с концом астрологической эры тельца? Спасибо.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый…!

Конечно, есть смысл в том, что евреи в пустыне сделали именно изображение тельца, а не другого животного, ведь они были очень умными людьми, и мудрецы называли поколение пустыни дор дэа — «поколение мудрости». Ещё сказали мудрецы (Мехильта), что во время рассечения Красного моря пророческий дар даже у рабыни был более велик, чем у пророка Йехезкеля.

Чтобы понять, почему они сделали именно тельца, важно, прежде всего, знать, какова была их цель: собирались поклониться идолу или у них были другие намерения.

Пишет Рамбан, что у сынов Израиля не было намерения поклоняться тельцу, ведь они сказали Аарону (Шмот 32, 1): «Встань, сделай нам божество, которое шло бы пред нами; ибо сей муж, Моше, который вывел нас из земли Египетской, — не знаем, что с ним случилось». Понятно, евреи не думали, что Моше и есть Б-г и что он собственными силами творил знамения и чудеса. Если бы они хотели заняться идолопоклонством, зачем им было аргументировать свою просьбу тем, что Моше отсутствует? И ещё, они не сказали «сделай нам божество, которое даёт жизнь в этом и будущем мире», а сказали «сделай нам божество, которое шло бы пред нами».

Они просили сделать «другого Моше», говоря: тот Моше, который указывал нам путь от Египта до горы Синай — все переходы совершались «по слову Господа, (данному) через Моше» (Бэмидбар 9, 23), — исчез. Сделаем себе другого Моше, который будет указывать нам путь по слову Всевышнего. Поэтому они сказали «сей муж, Моше, который вывел нас», а не «Б-г, Который вывел нас». Им нужен был новый «человек Б-га», а не божество. Рамбан приводит ещё много аргументов в пользу того, что Израилю нужен был не идол для поклонения, а «проводник» вместо Моше.

Затем Рамбан пишет, что сыны Израиля не сказали Аарону, какую именно форму он должен придать тому, кто пойдёт перед ними. Что это будет телец, решил именно Аарон. Его намерение было следующим.

Евреи были в пустыне, месте необитаемом, где царит разрушение, а разрушение и запустение приходят в мир с севера (в духовном плане), как сказано у пророка Ирмиягу (1, 14): «…с севера начнётся бедствие для всех жителей земли этой», и в видении Колесницы сказано: «…и лицо быка слева у (каждого из) четырёх» (Йехезкель 1, 10). Следует, что бык находится в Колеснице слева, т.е. на севере (в Торе кедем — перёд — это восток). Поэтому он думал, что разрушитель укажет путь в месте разрушения, так как там велика сила его, и поскольку будут они там служить Всевышнему, сойдёт к ним дух свыше, как было с Моше, и проведёт их по пустыне.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Почему Аарон остался в живых, он ведь создал золотого тельца?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.